НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Нижний патрубок радиатора холодный: причины и как отремонтировать

5 февраля 2024 14:55
Почему радиатор охлаждения выходит из строя, какие при этом возникают симптомы?

Где находится нижний патрубок теплообменника и что делать, если он остается холодным даже после прогрева мотора? Какие меры предпринять, если радиатор потек в дороге? Можно ли отремонтировать систему охлаждения двигателя своими руками? На все эти важные вопросы дает ответ проект Авто Mail.ru.

Источник: Freepik

Что важно знать о работе автомобильного радиатора

Автомобильный радиатор — это ключевой элемент в системе отвода тепла от двигателя. Он представляет собой металлический теплообменник, закрепленный в моторном отсеке, в большинстве случаев — в передней части машины (значительно реже — в тыльной).

Поскольку в подавляющем большинстве легковых моделей сегодня используется жидкостная система охлаждения (реже применяется воздушная и масляная), разговор пойдет, прежде всего, о ней. Радиатор таких автомобилей заполняется охлаждающей жидкостью (ОЖ — антифризом или тосолом), которая циркулирует через резиновые патрубки, идущие к радиатору от соответствующих горловин мотора. Для обеспечения циркуляции ОЖ в двигателе в большинстве случаев используется водяной насос (помпа), а также (для нагнетания воздуха через радиатор) — вентилятор.

Почему радиатор охлаждения выходит из строя

Радиатор охлаждения двигателя изготавливается, как правило, из алюминия. Он подвергается воздействию как высоких, так и низких (в холодных регионах) температур, а также внешнему воздействию (реагенты, камни, летящие с дороги, аварии и т. д.), соответственно эта деталь достаточно часто теряет герметичность и выходит из строя. Поломку системы могут вызвать и такие, на первый взгляд, несерьезные обстоятельства, как загрязнение внешней поверхности (грязью, песком, листьями, пухом, насекомыми), засорение трубок сердцевины и патрубков (чаще всего — из-за деградировавшей или неподходящей по характеристикам ОЖ) и образование коррозии.

А еще некоторые автовладельцы наверняка сталкивались с такой проблемой, что нижний патрубок радиатора оказывается холодным, а верхний — горячим. Это еще один признак неисправности системы охлаждения, на котором мы остановимся подробнее.

Почему нижний патрубок холодный

Охлаждающая жидкость циркулирует в двигателе через радиатор и в его обход — как еще говорят, по большому и по малому кругам. Поглощая тепло от мотора, ОЖ подается в радиатор через верхний патрубок. В теплообменнике антифриз сбрасывает температуру после охлаждения воздухом, проходящим через его ребра. Затем уже охлажденная ОЖ выходит из нижнего патрубка и течет обратно в силовой агрегат. Если вы обнаружили, что нижний патрубок радиатора на ощупь холодный, а верхний — горячий, на моторе, который пока еще не прогрет до рабочей температуры 80−90º, беспокоиться не следует. Другое дело — когда такая картина наблюдается на прогретом двигателе. Причин может быть несколько. Например, такую симптоматику могут выдавать неисправные термостат или помпа. Или же виновником может быть засорившийся радиатор. Рассмотрим все возможные проблемы по отдельности.

1. Неисправная работа термостата

За своевременное перенаправление ОЖ между контурами отвечает термостат. Это устройство в закрытом виде блокирует выход антифриза или тосола из радиатора, до тех пор, пока агрегат не прогреется до рабочей температуры. После этого термостат открывается, и поток жидкости направляется в радиатор охлаждения. При этом нередки случаи, когда термостат выходит из строя. Например, его клапан может закиснуть в закрытом положении, и тогда антифриз не попадает в радиатор и не будет охлаждаться, а значит, двигатель гарантированно начнет перегреваться, а вентилятор — включаться гораздо чаще.

Однако термостат может заклинить также полузакрытом или открытом состоянии. В первом случае ОЖ будет также циркулировать по малому кругу и не охлаждаться. Во втором — двигатель будет долго не выходить на рабочую температуру, а в морозы не прогреваться до паспортных значений, печка не сможет подавать в салон теплый воздух, отдача двигателя снизится, а расход топлива увеличится.

2. Повреждение или износ помпы

Со временем помпа, качающая антифриз, может повреждаться или изнашиваться, что чаще всего проявляется в износе крыльчатки, люфте вала и нарушении герметичности уплотнения, что чревато течью ОЖ. Во всех случаях помпа уже не может создавать нужное давление для прокачки ОЖ. Соответственно, циркуляция ОЖ ухудшается, и двигатель становится склонен к перегреву. По этой причине также может прогореть прокладка ГБЦ, что спровоцирует смешивание антифриза и масла.

Косвенными признаками такой «болезни» могут быть также теплый, а не горячий радиатор на прогретом двигателе, слабая работа печки, вздутие расширительного бачка и в ряде случаев — холодный нижний патрубок. Впрочем, на высоких оборотах нижний патрубок может прогреваться нормальным образом. Поэтому «диагноз» следует ставить в спокойных режимах езды.

Система охлаждения двигателя Audi SQ5
Источник: Audi

3. Загрязнение каналов радиатора

Главная причина образования в теплообменнике грязи и отложений — выпадение в осадок присадок и консервантов антифриза. Здесь стоит уточнить, что все ОЖ имеет основу в виде этиленгликоля или пропиленгликоля — плюс присадки с водой. Однако даже качественный антифриз стареет и деградирует, особенно если не соблюдать сроки его замены. Что уж говорить об использовании ОЖ с неподходящими характеристиками, смешении несовместимых антифризов и откровенном контрафакте! При таком раскладе ОЖ будет с трудом проходить по каналам радиатора и циркулировать в основном по малому кругу. На выходе, соответственно, имеем холодный нижний патрубок радиатора.

4. Образование воздушной пробки в системе охлаждения

Воздух просачивается в систему охлаждения по целому ряду причин. Например, это происходит, когда штуцеры и патрубки теряют герметичность, и давление в системе снижается. Еще одна возможная причина — износ прокладки ГБЦ и разгерметизация водяной помпы. Или, скажем, происходит износ термостата или клапана расширительного бачка. Вне зависимости от подоплеки, мотор будет иметь склонность к перегреву, а печка дуть холодным. Ну и, косвенным признаком будет, опять-таки, холодный нижний патрубок теплообменника.

5. Сбой в работе датчика охлаждающей жидкости

В любых современных автомобилях с ДВС используется электроника для контроля температуры антифриза. В основном речь идет о датчике охлаждающей жидкости — термическом переменном резисторе, заключенном в металлическом корпусе. При нагреве этот термоэлемент передает данные о температуре ОЖ в ЭБУ (электронный блок управления мотором), и электроника затем использует эту информацию для формирования правильной топливной смеси и корректировки угла зажигания.

От корректной работы этого узла зависит и запуск двигателя, и правильное смесеобразование, и расход топлива. Выход датчика антифриза из строя может проявляться в следующем: проблемах с запуском мотора в холодную погоду, самопроизвольным выключением мотора при выходе на максимальную температуру, его «троением». В результате может возникать парадоксальная ситуация — двигатель может перегреваться, а радиатор и его нижний патрубок оставаться холодными.

Источник: legion-media.ru

6. Неисправность клапана крышки расширительного бачка

На расширительном бачке ОЖ находится специальная крышка с клапаном. Когда мотор нагревается до высоких температур, антифриз, соответственно, тоже нагревается и, как всякая жидкость, увеличивается в объеме. Соответственно, растет и давление в системе. Чтобы не допустить разрыва патрубков, бачка и течи радиатора, клапан крышки расширительного бачка автоматически открывается, стравливая излишнее давление.

Из-за термонагрузок и загрязнения клапан нередко выходит из строя. Есть два сценария развития событий — либо происходит разгерметизация системы, либо, наоборот, крышка перестает держать избыточное давление, открывая выпускной клапан уже при 0,5−0,6 атмосферы.

Один из косвенных признаков неисправности выпускного клапана — раздувшийся бачок. А еще на выход из строя клапанной крышки бачка может указывать, опять-таки, холодный нижний патрубок теплообменника. Пробуем на прогретом двигателе соответствующий патрубок. Если давление в нем есть, и он теплый или горячий, значит, крышка держит, а если патрубок мягкий — клапан пропускает.

7. Как найти виновника проблем в системе охлаждения двигателя

Таким образом, когда нижний патрубок радиатора холодный, нужно искать соответствующую причину неисправности системы охлаждения, последовательно исключая все возможности от самых, казалось бы, банальных, типа поломки клапана крышки расширительного бачка, до скрытых, типа сбоя в работе датчика охлаждающей жидкости.

Для постановки диагноза нужно тщательно следить за поведением машины. Например, образование воздушной пробки в системе охлаждения можно выявить по температуре воздуха из печки. Она перестанет выдавать теплый воздух даже при хорошо прогретом двигателе. Или, скажем, мотор начнет медленно прогреваться после запуска, а из глушителя может идти белый и густой выхлоп. Что же касается загрязнения каналов радиатора, поломок помпы или термостата, эти узлы необходимо регулярно тестировать, а теплообменник периодически промывать и не забывать вовремя менять ОЖ.

Источник: Freepik

В дороге лопнул патрубок радиатора: что делать

Последствия проблем в системе охлаждения двигателя часто выливаются в неприглядные ситуации — двигатели «закипают», а патрубки, отвечающие за транспортировку ОЖ, трескаются, дают течь, а то и вовсе полностью разрываются или слетают с креплений. Причиной чаще всего становится повышенное давление в системе, спровоцированное неработающим клапаном пробки расширительного бачка ОЖ или деградацией антифриза, который из-за выпадения в осадок присадок забивает каналы радиатора.

Патрубки в результате начинают сжиматься, меняется их форма, и в конечном итоге происходит разрыв. Что делать в такой ситуации? Если ЧП случилось в дороге, системе нужно оказать «скорую помощь». Находим место разрыва и выясняем, возможно ли укоротить патрубок, срезав то место где образовалась пробоина. Такой вариант является рабочим, если разрыв произошел из-за перетяжки хомута (достаточно частый сценарий). Если же патрубок лопнул ближе к центру, выходом может стать армированный скотч, который опытные водители предусмотрительно возят в машине. Заматываем место пробоины, если нет в запасе антифриза, восполняем нехватку вытекшей ОЖ обычной водой (ее все равно придется затем сливать во время ремонта) и направляемся в сервис.

1. Проверка работоспособности термостата

Если у вас возникли подозрения в некорректной работе системы охлаждения двигателя, следует проверить ее ключевые элементы, и прежде всего, термостат. Оценить ситуацию можно, даже не снимая деталь с автомобиля. Для этого запускаем мотор и по мере его прогрева оцениваем изменение температуры верхнего и нижнего патрубков радиатора системы охлаждения.

Если вскоре после запуска двигателя быстро становится теплым лишь верхний патрубок, соответственно, клапан термостата залип в открытом положении, и ОЖ идет по большому кругу. Если же двигатель нагревается, а оба патрубка (верхний и нижний) остаются холодными, значит, термостат закис в закрытом положении, и, соответственно, антифриз идет по большому кругу, не поступая в радиатор.

Кроме того, если на приборную панель выводятся показания температуры двигателя, можно ориентироваться по ним. Если двигатель не выходит на рабочую температуру, вероятно, что термостат закис в полуоткрытом или полностью открытом положении. Если же прогрев идет нехарактерно медленно, также есть вероятность, что термостат постоянно полуоткрыт. И, наконец, если после прогрева температура начинает зашкаливать, а вентилятор работает практически постоянно, возможно, термостат закис в закрытом положении.

Самый же сложный способ проверки предполагает демонтаж детали и помещение ее вместе с термометром в емкость (стальные таз или ведро) с водой. Необходимо, чтобы термостат не лежал на дне. Изучив в документации, на какой температуре происходит открывание клапана, начинаем нагревать воду. Если термостат не откроется или откроется при температуре выше паспортной, он неисправен и подлежит замене.

2. Удаление воздушной пробки из системы охлаждения двигателя

Убедившись, что в системе охлаждения двигателя возникла пробка, рекомендуется провести следующие мероприятия в строгой последовательности.

  1. Поднять на домкрате ту часть автомобиля, где находится расширительный бачок ОЖ или заливная пробка радиатора, снять пробку с клапаном и открыть кран печки, если он имеется.
  2. Запустить двигатель, включить отопитель салона на максимум и дождаться полного прогрева силового агрегата и открытия термостата.
  3. Теперь медленно доливаем в расширительный бачок антифриз до отметки MAX.
  4. Сжимаем и разжимаем нижний патрубок, отводящий тепло от радиатора, создавая в дополнительное давление для «развоздушивания» системы.

Как альтернативу, можно применить метод продувки. В этом случае двигатель прогревается до 60°, снимается верхний патрубок системы охлаждения и помещается в емкость (таз, канистра и т. п.). Теперь снимаем крышку расширительного бачка, закрываем горловину чистой тканью и дуем в него, пока из патрубка в емкость не начнет литься ОЖ. На автосервисах для продувки, как правило, используется компрессор.

Наконец, самым радикальным вариантом является полная замена антифриза. При этом необходимо четко следовать правилам. При замене антифриза мотор должен быть холодным. Сливаем старую жидкость, опционально — промываем систему очищающим составом, после чего плавно, из небольшое емкости заливаем необходимое количество ОЖ.

3. Утепление двигателя

На работе силового агрегата и системы его охлаждения негативно сказываются низкие температуры. Поэтому в особенности в холодных регионах моторный отсек необходимо утеплять. Простейшим способом является установка картонки перед радиатором автомобиля. Таким нехитрым способом можно блокировать поступление холодного воздуха в подкапотное пространство и ускорить время прогрева. Однако, следует помнить, что картонка перед радиатором может нанести автомобилю серьезный вред, если, например, барахлит термостат. Одновременно можно утеплить моторный отсек. Для этого используются так называемые «автоодеяла» на основе фольгированного пенополипропилена или мулитокремнеземной ваты. Такая накидка помещается непосредственно на двигатель после езды, создавая поверх агрегата тепловое покрывало, и снимается перед началом движения.

Источник: legion-media.ru

Вопросы и ответы

Авто Mail.ru отвечает на самые частые вопросы.

Почему может быть такое, что нижний патрубок радиатора холодный, а верхний горячий?

Причин, по которым нижний патрубок радиатора остается холодным на моторе, прогретом до рабочей температуры, может быть несколько. Вот основные из них:

  • Неисправен термостат, например, его клапан закис в полуоткрытом или закрытом положении.
  • Повреждена или изношена помпа (насос в этом случае не выдает нужного напора, циркуляция ОЖ ухудшается).
  • В системе охлаждения сформировалась воздушная пробка.
  • Вышел из строя датчик охлаждающей жидкости.
  • Неисправен клапан крышки расширительного бачка.
  • Забиты каналы радиатора, и ОЖ циркулирует, в основном, по малому кругу.

Что делать, если неисправен радиатор или термостат?

Если радиатор потек в дороге, чтобы добраться до сервиса, можно предпринять следующие экстренные меры:

  • Снять крышку расширительного бачка, чтобы снизить давление в системе.
  • Приобрести и залить в горловину для заливки ОЖ специальный герметик, который сам доберется до места пробоя. Однако этот способ будет работать, если брешь небольшая — не шире пары миллиметров.
  • Использовать холодную сварку, с помощью которой можно заделать трещины в радиаторе с внешней стороны, предварительно обезжирив место ремонта.
  • Если причина в засорении радиатора, необходимо провести качественную промывку, для чего теплообменник демонтируют. В некоторых случаях, особенно когда в машине нет кондиционера, и, соответственно, радиатора климатической системы, радиатор можно промыть струей воды под напором.
  • Самой радикальной мерой является запайка пробоин в радиатора с помощью газовой горелки или и паяльника, также предполагающая снятие теплообменника.
  • Оптимальным же вариантом будет полная замена радиатора на качественный аналог.

Если же вышел из строя термостат, его можно попытаться отремонтировать. Дело в том, что ключевой узел термостата — это цилиндр с шариком из искусственного воска, который плавится при температуре 82°, соответственно, в этот момент открывается клапан устройства. При ремонте термостат демонтируется. В отверстие, в которое входит шток, закладывается парафин, размером со спичечную головку, после чего конструкция собирается. Впрочем, такая метода — это, скорее, экстренная мера. В случае поломки этой детали, ее лучше все же заменить на новую.

Как добраться до места ремонта радиатора без риска для двигателя?

Самым разумным в ряде случаев будет вызов эвакуатора и транспортировка «протекшего» автомобиля в сервис. Однако если такой вариант невозможен, предпримите экстренные меры.

Чтобы снизить давление в системе, снимите крышку бачка радиатора или выломайте из нее предохранительный клапан. Если течь не слишком большая, необходимо следовать к месту ремонта, периодически доливая в радиатор обычную воду и проверяя уровень ОЖ. Иногда течь удается устранить с помощи плоскогубцев, пережав трубку в теле теплообменника с двух сторон как можно ближе к месту повреждения. Если утечка через радиатор интенсивная, следует заглушить патрубки радиатора, стянув их проволокой или веревкой и также восполнить уровень жидкости в системе. Если поблизости нет источника воды, а антифриз вытек ехать можно не более одной минуты, после чего нужно дать двигателю остыть в течение, по меньшей мере, 15 минут.

Источник: Karolina Grabowska from Pixabay

Холодный нижний патрубок, но горячая печка: в чем может быть причина?

Вероятнее всего, в таком случае неисправен термостат. Дело в том, что система охлаждения двигателя состоит из двух контуров — большого и малого. При прогреве двигателя ОЖ проходит по малому кругу, когда же температура достигает 90−100 градусов, должен открываться термостат, направляя антифриз уже по большому кругу. После этого все патрубки должны быть уже горячими.

Возможно также, что силовой агрегат по ряду причин не может выйти на рабочую температуру. Печка в этом случае может дуть теплым, однако термостат не открывается, поскольку температурный рубеж не преодолен. Еще одна причина — забитый радиатор. Антифриз в этом случае проходит через каналы теплообменника с трудом, и большая его часть двигается по малому кругу. Двигатель может при этом перегреваться, а печка — «жарить».

Нижний патрубок холодный, печка дует холодным: что делать?

Такую симптоматику может давать как неисправный термостат, так и воздушная пробка в системе охлаждения двигателя. В последнем случае печка будет дуть холодным воздухом на любых оборотах, а нижний патрубок оставаться холодным даже после прогрева агрегата. А иногда виновником становится неисправный клапан крышки расширительного бачка. При возникновении такой проблемы, давление в расширительном бачке будет расти, его автоматический сброс не будет осуществляться. Это приведет к возникновению воздушных пробок в системе. Печка в этом случае может не греть, пока вы не начнете выкручивать двигатель до 3000 об/мин и выше.