Авто Mail рассказывает, какие ошибки не следует допускать при эксплуатации и обслуживании автомобильных кондиционеров и систем климат-контроля.
Простой системы
Как и все оборудование автомобиля, система кондиционирования должна регулярно использоваться. Как минимум, такие устройства необходимо включать раз в месяц, а лучше – еженедельно вне зависимости от времени года. Эксперты советуют давать системе поработать, как минимум, полчаса.
Дело в том, что детали кондиционера смазываются маслом. Если узлом не пользоваться, как нередко происходит зимой, прокладки в соединениях труб и шлангов начнут трескаться и пропускать хладагент. Кроме того, без смазки могут выйти из строя узлы компрессора.
Кондиционер включается слишком рано
Летом водители практически сразу после пуска двигателя включают кондиционер на максимум. Это не полезно ни для автомобиля, ни для находящихся в салоне людей. Запущенный двигатель работает с большой нагрузкой и пока еще не вышел на рабочую температуру. Дополнительный же потребитель энергии приводит к чрезмерной нагрузке на компрессор и провоцирует перерасход топлива. Эффективность кондиционера в такой момент не высока.
С учетом этих факторов эксперты не рекомендуют включать климатическую систему первые 5 минут после пуска двигателя. Тем более что потребление топлива после пуска возрастет, а выхлоп становится более вредным. При включении климата, особенно при при забитом салонном фильтре, через воздуховоды может поступать канцерогенное вещество бензпирен. Поэтому стоит дождаться, пока мотор прогреется, уровень выбросов CO2 снизится, и только после этого включать климатическую установку.
Нежелание обслуживать кондиционер
Систему кондиционирования даже нового автомобиля необходимо регулярно и профессионально обслуживать. Рекомендуется менять фильтры каждые 15 или 20 тыс. км пробега.
В противном случае будет снижаться скорость потока воздуха и интенсивность охлаждения. Не менее важно прочищать радиатор кондиционера и обрабатывать систему изнутри специальными аэрозолями, предотвращающими распространение бактерий. Если этого не делать, рано или поздно кондиционер станет рассадником бактерий, провоцирующих простудные заболевания и аллергические реакции.
Если игнорировать чистку, компрессор кондиционера может перегреться и выйти из строя. Радиатор же кондиционера, равно как и радиатор охлаждения двигателя рекомендуется мыть, как минимум раз в два года или когда пробег машины превысил 100 тысяч км.
Наконец, в ходе регламентного обслуживания необходимо своевременно (хотя бы раз в 2-3 года) пополнять запас фреона в системе охлаждения. Иначе в жару кондиционер будет работать с повышенными нагрузками и соответственно усиленным износом элементов.
Самостоятельная заправка кондиционера
Нежелательно проводить заправку своими силами. Во-первых, можно ошибиться с выбором типа охладителя по температурным требованиям или по классу применяемого масла. А во-вторых, нередко перед заправкой необходим ремонт и вакуумирование системы. Если этого не сделать, хладагент в лучшем случае найдет выход через бреши, а в худшем – возникнет его переизбыток в системе. Последнее чревато проблемами с испарением и попаданием фреона в компрессор в жидком виде, что может привести к гидроудару и разрушению узла.
Езда с открытыми окнами и антигравийными сетками перед радиатором
Использование кондиционера одновременно с открытыми окнами или люком в крыше серьезно повышает нагрузку на систему. Климат в таком случае будет функционировать на максимуме, охлаждая салонный воздух, который активно выдувается из машины.
Не принесут пользу климату и нештатные мелкоячеистые сетки, устанавливаемые многими владельцами перед радиатором кондиционера для защиты от летящих с дороги камней и иных предметов. Такие сетки быстро забиваются грязью, снижают эффективность работы системы кондиционирования и повышают износ ее узлов. Поэтому такую защиту необходимо почаще чистить и промывать.