Многие автомобилисты попадали в истории, когда внезапно начиналась вибрация даже на ровной дороге, а в ходе осмотра на обочине выявлялось, что на колесе не хватает болтов или гаек (в случае, если оно надевается на шпильки). Почему так происходит? Можно ли ехать без одного болта или гайки? И оштрафует ли за это инспектор ГИБДД?
Почему отваливаются колеса?
Обычно колесо крепится к ступице четырьмя или пятью болтами (либо гайками), а чаще всего вышеописанные истории случаются после обслуживания автомобиля на сервисе или в шиномонтаже. Даже самостоятельная сезонная смена колес не гарантирует, что потом ничего не произойдет.
Все дело — в резьбе и качестве самого крепежа. Любое резьбовое соединение рассчитано на определенный момент затяжки. Недотянули — болт впоследствии открутился. Перетянули — он лопнул, либо повредилась резьба. В большинстве автосервисов и шиномонтажей колеса закручивают гайковертами, где никто не заморачивается установкой правильного момента затяжки.
Что делать, если потерялся болт?
Если не хватает одного болта, то, скорее всего, начали откручиваться и все остальные на этом колесе. Поэтому нужно подтянуть имеющийся крепеж баллонным ключом и… ехать дальше. Разумеется, нужно избегать повышенных нагрузок — резких разгонов, торможений и маневров, соблюдать безопасную скорость и немедленно реагировать на вибрацию, если она снова появится.
Так можно добраться до ближайшего магазина автозапчастей (как правило, там есть самые распространенные колесные болты или гайки) и купить недостающий крепеж — можно заодно взять и про запас.
Могут ли оштрафовать за отсутствие болта?
Да, если вас остановил инспектор ГИБДД и увидел, что на колесе не хватает болта или гайки, то он может выписать штраф 500 рублей, руководствуясь частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ. В техническом регламенте Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) есть пункт 5.7.1, в котором написано, что не допускается отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес.
Впрочем, отстранить вас от управления автомобилем и отправить его на штрафстоянку инспектор не имеет права — водитель должен устранить неисправность, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.
Что сделать, чтобы колеса не отваливались?
Если следовать простым рекомендациям, то риск будет минимальным. При каждом снятии колеса нужно осматривать крепеж (болты, гайки, шпильки) на предмет повреждения резьбы или коррозии. Если болт плохо закручивается, то лучше его заменить, а не пытаться закрутить, приложив излишнее усилие.
Также рекомендуется использовать специальную смазку — медную, графитовую или молибденовую. Она достаточно термостойкая, чтобы сохранять свои свойства даже при высоких температурах от тормозных механизмов. А затяжку соединений лучше всего выполнять динамометрическим ключом, на котором выставлен нужный момент.