2023 год для рынка автострахования, похоже, станет рекордным. Только в третьем квартале, когда уже заметно подорожали автокредиты, число заключенных договоров по каско выросло в полтора раза. Эти цифры содержатся в отчете ЦБ. То есть машины покупали и страховали, а стоимость самих полисов с начала 2023 года по разным данным выросла от 10% до 20%. Причин несколько — это и курсовая разница, и подорожавшие авто, и сами запчасти. Средняя цена новых легковушек составляет почти 3 млн руб.
Растут продажи как классических — расширенных полисов, так и мини-каско, подтвердил «Ъ FM» заместитель генерального директора «Абсолют Страхования» Андрей Бурлак: «Клиенты, которые покупают премиальные машины напрямую в компании, получают пакет с массой удобных опций, в том числе возмещение ущерба без справок. Цена составляет порядка 5−6% от стоимости машины. Уже не редкость, когда стоимость страховки превышает 1 млн руб., это классическое каско. Что касается партнерских продаж, рынок сейчас предлагает тарифы на массовый сегмент — порядка 3% от стоимости машины».
Уменьшив покрытие, можно заметно сэкономить на страховке. Но, как предупреждают собеседники «Ъ FM», в случае если машина из-за снегопада, к примеру, вылетит с трассы, а у клиента будет каско с высокой франшизой, страховщик может отказаться возмещать убытки. Тренд на удешевление полисов, что наблюдался весь год, сохраняется, но исключительно для рынка поддержанных машин, добавляет заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов:
«Когда речь идет о новых автомобилях, то там никаких вариантов с усеченным каско нет, и люди покупают полноценно защиту от всех возможных рисков. Полновесный каско будет стоить от 50−60 тыс. руб. Бывает так, что страховая компания продает некий продукт, который называется каско «минус-минус». Такой полис может стоить хоть 5 тыс. руб. Но это тот самый случай, когда страховка будет защищать в одном из 10 возможных случаев».
Такой полис обычно называют «мини-каско». В зависимости от наполнения, марки и стажа водителя, он может стоить от 2 тыс. руб. до 5 тыс. руб. Такая страховка пригодится в ситуации, когда у второго участника ДТП нет ОСАГО, к примеру. Но страховое покрытие в этом случае — не больше 400 тыс. руб.
Гибкие условия привлекли на рынок клиентов, которые раньше вообще не покупали каско, отмечает руководитель Института страхования Всероссийского союза страховщиков Александр Быков и добавляет, что новичков будет еще больше: «Стоимость самих полисов зависит от страховой суммы. Она весь год росла, как и цены на автомобили.
По итогам девяти месяцев Центральный банк опубликовал статистику. По премиям рост составил 20%. Если говорить о средней стоимости полиса, наверное, в этих же диапазонах росла и средняя стоимость по классическим продуктам, когда есть покрытие рисков, угона, повреждения при ДТП.
Год в целом нам кажется неплохим. Сейчас мы находимся в периоде адаптации к новым условиям денежно-кредитной политики, какие-то изменения на кредитном рынке произойдут. Но продажи автомобилей, скорее всего, продолжат расти».
А вслед за этим будет расти и рынок автострахования. И полисы, скорее всего, снова подорожают. В ноябре, как следует из последнего отчета «Автостата», сразу восемь брендов подняли цены на автомобили. Ряд китайских кроссоверов прибавили 1,5−2%, а электрические — от 4,5% до 7%.