НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Dodge Deora: странный кастом-проект из прошлого

15 сентября 2024 11:14
Как появился один из самых необычных кастомизированных автомобилей в мире?

Некоторые могут подумать, что кастомизация существующих серийных автомобилей — относительно новая тенденция. Что ж, это не совсем так. Это течение зародилось еще в 1920-х годах, когда бутлегеры эпохи сухого закона в США начали модифицировать свои автомобили, чтобы скрыться от правоохранительных органов. Примерно три десятилетия спустя сообщество хот-родов подняло кастомизацию на новый уровень, трансформировавшись в несколько различных стилей.

А к 1960-м годам появилось много автомобилей, выпущенных на заказ. Пожалуй, самым известным был Dodge Deora.

От футуристического эскиза к реальности

История легендарного кастом-кара начинается с дружбы между дизайнером Гарри Бентли Брэдли и автопроизводителями из Детройта Майком и Ларри Александерами. Талантливый дизайнер Брэдли начал зарабатывать деньги, регулярно отправляя футуристические эскизы в издания, посвященные кастомным автомобилям. Среди них были Customs Illustrated, Rod & Custom, Re-styling и Custom Rodding.

Необычные эскизы Брэдли привлекли внимание братьев Александер, которые в конечном итоге подружились с дизайнером и воплотили несколько его идей в реальность в 1960-х годах.

Дружба началась в 1962 году, вскоре после того, как Брэдли переехал в Детройт, присоединившись к дизайнерскому коллективу General Motors. Примерно два года спустя братья стали одержимы идеей кастомизации одного из новых детройтских компактвэнов-пикапов, вдохновленных Volkswagen Type 2. Они представили свою задумку Брэдли, который немедленно дал волю своему творчеству, создав совершенно дикий эскиз.

Более двух лет кропотливой работы

Майк и Ларри обратили внимание на недавно выпущенную версию пикапа Dodge A100. Благодаря своим связям им удалось договориться о встрече с некоторыми руководителями дизайнерского отдела Chrysler. Вооружившись серией подробных эскизов Брэдли, братья выступили убедительно. В итоге сотрудники Chrysler согласились предоставить им шасси, кузов и силовой агрегат A100 в разобранном виде.

В течение следующих двух лет Майк и Ларри превращали обычный A100 в один из самых культовых кастом-автомобилей, когда-либо созданных.

Они переделали каждую панель кузова пикапа, уменьшив общую высоту A100 с 183 до 145 см. Помимо кардинального изменения формы кузова, братья также модифицировали шасси. Подвеска была полностью переработана — она получила более короткие пружины и амортизаторы.

Среднемоторный кастом

Двигатель Slant-6 не был модифицирован, но он был перенесен назад, что сделало Deora среднемоторным автомобилем. Радиатор также был смещен. Для перенаправления воздуха в днище было вырезано два отверстия, которые закрыли электрическими вентиляторами. Для этого братьям пришлось переместить топливный бак на днище пикапа.

Источник: Stellantis

Самая умопомрачительная особенность Deora

Брэдли был поклонником элегантного дизайна, поэтому он предложил убрать обычные двери и заменить их альтернативной системой входа и выхода. Первоначально идея состояла в том, чтобы создать открывающийся вперед люк, закрепленный на крыше на шарнирах. Однако тонкие передние стойки A100 не могли выдержать вес конструкции, поэтому Брэдли и Александерам пришлось импровизировать.

В конечном итоге они разработали сложную систему из двух частей, включающую в себя открывающееся вверх лобовое стекло и нижнюю панель, которая поворачивалась на центральном шарнире, позволяя пассажирам попадать внутрь.

Источник: Stellantis

Верхняя часть, в которой находилось лобовое стекло, поддерживалась смещенной от центра телескопической балкой, приводимой в действие электродвигателем, в то время как нижняя панель управлялась вручную.

Чтобы все это заработало, интерьер пришлось полностью переделать. Руль отодвинули в сторону, чтобы дать возможность водителю забираться внутрь. Вся система рулевого управления была изготовлена на заказ.

Скорее Ford, чем Dodge

Deora была окрашена в эксклюзивный золотистый цвет и получила шины, изготовленные фирмой Firestone специально для проекта братьев. Передние крылья автомобиля были украшены значками Dodge.

Deora была официальным концептом Chrysler. При этом в корпорации не знали, что Майк и Ларри использовали многие компоненты, приобретенные на складе запчастей конкурентов Ford в Кросстауне.

Лобовое стекло было позаимствовано у универсала Ford, заднее — у седана Ford, в изготовленных на заказ боковых вентиляционных отверстиях использовались рамки задних фонарей от Mustang, а задние фонари взяли от Thunderbird.

Источник: Stellantis

К слову, задние фонари были спрятаны под деревянной панелью, украшающей неподвижную крышку багажника. Излучаемый ими свет отражался от угловой хромированной вставки, расположенной под ней.

Все остальные детали были полностью изготовлены на заказ или сильно модифицированы. Получается, что в Deora было больше стандартных компонентов, изготовленных Ford, чем деталей от Chrysler.

Назван в честь девушки 13-летнего подростка

Потрясающий кастом дебютировал на автораме в Детройте в 1967 году, где поразил умы людей и получил не менее девяти наград, включая престижную премию Ридлера за самую креативную сборку.

Изначально автомобиль должен был называться XTAB (экспериментальный грузовик братьев Александер), но, к счастью, этого так и не произошло. Братья организовали конкурс имен, и победителем стал 13-летний подросток, предложивший имя Deora. Легенда гласит, что оно произошло от имени его девушки Дебры.

Компания Chrysler была настолько впечатлена Deora и огромной популярностью, которую она приобрела, что решила взять ее в аренду у Александеров на два года.

В 1968 году Гарри Брэдли покинул GM, присоединившись к Mattel в качестве одного из дизайнеров ее новой линейки литых под давлением моделей под названием Hot Wheels. Таким образом, Deora стала одной из первых среди шестнадцати моделей начальной линейки Hot Wheels.

Она существует и по сей день

Позже Deora перешла к любителю кастомных автомобилей Элу Дэвису. К сожалению, ему недолго довелось наслаждаться легендарным кастомом, так как он скончался весной 1970 года.

Источник: Mattel

Однако его сын Эл-младший бережно хранил машину на складе. В 1998 году он связался с Гарри Брэдли и восстановил внешний вид Deora 1967 года, хотя новая краска и несколько других компонентов не были идентичны оригинальному дизайну. Эл Дэвис-младший окончательно расстался с легендарным шоу-каром в 2009 году. Автомобиль был продан на аукционе RM Sotheby’s за 324 500 долларов.

«Деора» существует и по сей день, и у нее есть младший брат. В 2000 году Hot Wheels выпустила модель Deora II, а три года спустя Чипу Фоузу было поручено создать настоящую модель к 35-летию бренда.