По итогам года банкиры надеются на беспрецедентный объем выдач, который превысит результаты рекордного 2021 года. Этому помогут расширение линейки брендов за счет китайских производителей, нечувствительность заемщиков к высоким процентным ставкам на фоне опережающего роста цен на автомобили и отсутствия мер по охлаждению автокредитования от ЦБ. Однако в 2024-м все будет иначе: отказывать в автокредитах заемщикам будут чаще, а сами ссуды станут дороже, прогнозируют опрошенные Forbes эксперты.
Сколько автокредитов банки выдадут в 2023 году?
По итогам года российские банки могут выдать 1,6 трлн рублей автокредитов, сообщили Forbes в ВТБ. Этот результат более чем в два раза превысит показатель прошлого года и на 45% — 2021 года, говорит начальник управления «Автокредитование» банка Алексей Бочарников. По подсчетам аналитиков Frank RG (есть у Forbes), за 10 месяцев заемщики взяли у банков 1,236 млрд рублей автокредитов, что уже больше, чем в рекордном 2021-м (1,1 трлн рублей). Причем в октябре сумма выданных займов на покупку машины составила 166,5 млрд рублей, что стало максимумом за всю историю наблюдений в этом сегменте розничного кредитования. В 2023 году рекорд обновлялся дважды: предыдущий максимум выдач случился в июле, когда россияне стремились купить машину до повышения утилизационного сбора с 1 августа.
На октябрьский результат, по словам банкиров, вновь сработали опасения заемщиков. На фоне ожидания очередного повышения ключевой ставки и колебаний курса рубля россияне стремились приобрести автомобили до изменения процентных ставок по кредитам и стоимости машин, объясняет Алексей Бочарников. Ожидание очередного повышения цен на автомобили и курсовая волатильность мотивировали россиян в октябре не откладывать покупку машины, согласен руководитель департамента кредитования физических лиц «Тинькофф» Кирилл Григорьев.
В последние два месяца 2023 года обновления исторического максимума месячных выдач банкиры уже не ждут. Так, ВТБ надеется на сохранение объемов выдач на уровне октября. В Альфа-банке готовятся к постепенному снижению темпов автокредитования. «Мы полагаем, что в ближайшее время на рынке все же будет наблюдаться охлаждение, прежде всего на фоне роста ключевой ставки, а также в связи со смещением спроса на октябрь», — отмечает руководитель дирекции развития автокредитования Альфа-банка Сергей Литвиненко.
По мнению проектного лидера Frank RG Станислава Сухова, в ноябре можно ждать некоторого снижения выдач, результаты декабря прогнозировать сложно, так как рынок могут поддержать производители и дилеры, которые в это время традиционно запускают новогодние спецпредложения и акции для выполнения годовых планов продаж.
Как стал возможен рекорд?
У этого рекорда есть сразу несколько составляющих. Во-первых, в этом году произошло значительное расширение ассортимента за счет китайских брендов, которые пришли на смену западным маркам. «В отличие от 2022 года, когда на рынке ощущался дефицит автомобилей, сейчас на российском рынке присутствует не менее 30 новых наименований. В основном это китайские автомобильные бренды разных ценовых категорий. Поэтому в части предложения ситуация постепенно стабилизируется», — говорит Станислав Сухов. По данным ВТБ, доля китайских брендов в выдачах автокредитов уже превышает 60%. У еще одного крупного игрока на рынке автокредитования, Росбанка, доля китайских авто в выдачах превысила 80% по итогам 10 месяцев.
Во-вторых, спрос по-прежнему превышает предложение. «Покупатели заранее бронируют авто, вносят предоплату, ожидают поставки. На этом фоне любой фактор, положительно влияющий на рост предложения, будь то увеличение отгрузок или уровня производства, стабилизация логистических цепочек, поглощается спросом и только увеличивает объем рынка автокредитования», — объясняет начальник управления развития партнерских программ и стратегических сегментов «Росбанк Авто» Вячеслав Якубчик.
Еще одна причина — динамика роста цен на автомобили значительно превышает темпы роста доходов населения, напоминает Якубчик. Так, по оценке Росстата, к ноябрю автомобили российских брендов подорожали более чем на 14% с начала года, иностранные — почти на 5%. Наблюдаемый рост цен заставляет заемщиков не откладывать покупку автомобиля.
Наконец, сегмент автокредитования не является объектом пристального внимания Банка России, который до сих пор не счел нужным охлаждать его специальными мерами, как это происходит на рынке ипотеки и потребкредитования.
Что будет дальше?
В 2024 году рынок ждет охлаждение, даже повторение результата 2021 года под сомнением, солидарны все собеседники Forbes. Снижению объемов выдач будет способствовать рост процентных ставок. Рынок не сможет игнорировать длительный цикл жесткой монетарной политики, на фоне высокой ключевой ставки стоимость кредитов будет расти, считает Вячеслав Якубчик из «Росбанк Авто». В период высокой ключевой ставки автокредиты потенциально могут подорожать еще на 5 процентных пунктов, соглашается Кирилл Григорьев из «Тинькофф».
Сейчас средние ставки выданных кредитов варьируются от 18% до 24% годовых в зависимости от новизны автомобиля и без учета госпрограмм и субсидий от производителей, следует из ответов опрошенных Forbes банкиров. При этом сроки автокредитов достигают 7−8 лет. При росте стоимости автомобилей продолжится тенденция к увеличению сроков автокредитов — это позволяет снизить размер ежемесячного платежа по нему и сохранить приемлемую долговую нагрузку (отношение размера ежемесячного платежа по кредиту к среднемесячному доходу клиента), отмечает директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков. «Таким образом, увеличение сроков автокредитов в целом устраивает всех участников кредитного процесса — и заемщиков, и банки», — заключает он.
Заемщики по-прежнему будут брать кредиты, исходя из комфортного размера ежемесячного платежа, а не ставки или срока кредитования, уверяют банкиры. Тем более что в среднем автокредит гасится гораздо раньше срока. Сейчас это 3−4 года. При этом значительный сегмент потребителей выплачивает кредит уже в первый год, «Тинькофф» оценивает их долю в 20% от общего числа заемщиков. Однако роста количества досрочных погашений не будет, считает Алексей Бочарников из ВТБ. «Этот показатель может увеличиться в конце 2024−2025 годов, когда ключевая ставка может начать снижаться и на рынке получат распространение программы рефинансирования», — добавляет он.
На фоне ужесточения политики ЦБ автопроизводители и автодилеры уже расширили спектр программ субсидирования процентных ставок для клиентов, указывает Алексей Бочарников из ВТБ. Эта тенденция может продолжиться.
«Рынок ждет сокращение объемов продаж. Дешевых кредитов не будет, уровень одобрения будет падать. Возможно, холдингам придется смотреть в сторону собственного субсидирования кредитов, как это происходит в ипотеке, за счет “железной” маржи давать скидки на автомобили, субсидировать ставку», — заявила в ходе онлайн-эфира «Автостата», посвященного итогам октября 2023 года, руководитель проекта «Цифровая сделка» E-Credit Дарья Тимченко. Впрочем, повторения ипотечного сценария с околонулевыми ставками на авторынке не будет: автопроизводители не смогут «зашить» в цену автомобиля недополученные банками проценты и свою маржу в силу короткого срока и самого кредита, и эксплуатации автомобиля, а также несогласия автозаемщиков на такую переплату, уверен Станислав Сухов.