С момента введения Японией санкций против Российской Федерации прошло уже 2,5 месяца. Рынок подержанных «японок» сначала испытал возбуждение и ажиотаж, а затем просел. Кроме того, в борьбе с перепродавцами таможня налагает утилизационный сбор за каждую б/у машину, покупаемую чаще, чем раз в год. Реально ли купить подержанную «японку» сегодня и как это сделать, чтобы не оказаться в сложной ситуации? Подробности в материале vl.aif.ru.
Влияющие факторы
9 августа 2023 года правительство Японии ввело в отношении России санкции. Под запретом экспорт любых машин с двигателями более 1,9 литра и с двигателями гибридного типа, в народе — «электричек».
По данным Владивостокской таможни, в страну ввезли в августе до 19 тысяч автомобилей, в сентябре — 8 тысяч. Снижение прямо связано с японскими санкциями.
В Приморье перепродажа автомобилей на протяжении десятилетий была одной из социально значимых отраслей, с которой кормились десятки тысяч человек. Теперь на рынке стало тесно. Многие компании, процветавшие на торговле машинами, сегодня просто выживают. Многие начали «крутиться», чтобы остаться на рынке и сохранить заработок. И это прямо влияет на качество сервиса.
Специалисты отмечают, что есть известные и примелькавшиеся из-за рекламы компании, качество работы которых серьёзно пострадало. Поэтому покупатели начали более тщательно относиться к выбору дилера, отчего клиентов у фирм тоже поубавилось. К тому же цены на машины выросли.
«До санкций Россия принимала до 40% японских машин, бывших в употреблении. Из них 20% попали под санкции. Потому на рынке стало меньше машин, а спрос на них, что логично, вырос. Цены растут из-за конкуренции. Мы, продавцы, на японских аукционах сами перебиваем цену друг у друга, чтобы забрать товар, — объяснил директор компании Синдор Маматов. — На сегодня цены выросли, к примеру, на “Хонда Фит”, “Тойота Ярис”, “Тойоту Витц” производства 2018−2020-х годов с двигателем 1,3 литра с досанкционных 800 тысяч рублей до 1 миллиона. То есть на 10−15 и даже 20%».
Автодилер добавил также, что на статистику цен влияют ещё и действия неопытных игроков на рынке: многие покупатели, не имеющие опыта, торопятся и перебивают ставки конкурентов.
На входе
К японским санкциям добавилось влияние регламентирующего документа, которым руководствуется российская таможня, а именно приложения 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 4н «О компетенции таможенных органов по совершению определённых таможенных операций в отношении товаров». Об этом прямо не говорят, но считается, что бумага должна стать препятствием для действий перепродавцов.
Теперь на каждую покупаемую чаще, чем раз в год, машину налагается от 300 тысяч рублей утилизационного сбора. Это повышает цену машины на рынке до запредельного уровня — не продать. К тому же от покупателей начали требовать подтвердить покупку, лично явившись на таможенный пост или предъявляя генеральную доверенность. Могут попросить у дилера телефон клиента, чтобы тот подтвердил, что машина — его.
Таким образом Минфин и таможенное управление отсекают схемы нелегального бизнеса по перепродаже автомобилей. Одна из известных схем с предоставлением документов под покупку машины за небольшое вознаграждение временами звучит до сих пор. Хотя для тех, кто согласился, это порой чревато последствиями: неизвестно, кто на самом деле покупает машину, как ездит и с какими результатами. В случае же инцидентов правоохранительные органы идут к владельцу машины. А он, как правило, и не знает о ДТП и прочих нарушениях и штрафах.
«В соответствии с полномочиями таможенных органов таможенный орган вправе приглашать физических лиц (декларантов) в место таможенного оформления транспортного средства для получения объяснений, в том числе для исключения мошеннических фактов использования персональных данных физических лиц для таможенного оформления транспортных средств без их ведома, — рассказали во Владивостокской таможне. — В случае, если лицо не явилось в таможенный орган, решение будет приниматься на основе имеющихся документов. Соответственно, если нахождение лица в ДФО не подтверждено документально, то будет принято решение об отказе в выпуске».
«Допустим, вы купили легковой автомобиль, но вам нужна вторая машина. Зачем? Почти наверняка — на продажу. Почти наверняка возникнут вопросы у таможни, — объяснила позицию Дальневосточного таможенного управления главный государственный таможенный инспектор по связям с общественностью Ася Рощина. — Но если требуется машина для конкретного дела, и вы сможете это аргументировать, то таможенники могут пойти навстречу. К примеру — машина для жены. Но в этом случае оформителем должна быть она. Её личное присутствие в данном случае подтверждается непосредственно на таможенном посту. Хотя при предъявлении документов о супружестве, доверенности на покупку и прочего вряд ли могут быть препятствия. И сыну, и дочке — тоже можно машину купить, но оформлена она должна быть именно на них».
Пойти и купить
Специалисты рекомендуют начать выбор не на аукционах. Знаменитый на всю страну рынок «Зелёный Угол» продолжает функционировать. Машины там есть, и выбор огромен.
«Там есть и очень хорошие машины, и не очень, — рассказал Синдор Маматов. — Но даже профессионалу не всё удаётся понять с первого взгляда. Но профессионалы имеют на руках статистику и могут выяснить, откуда эта машина и когда продалась в Японии. Всю информацию можно проследить. Если данных нет, то машина однозначно не порядочная».
Только доступ к статистике, по словам автодилера, как правило, простому обывателю не очень-то доступен. Но профессионалы смогут сказать, появлялась ли она на аукционах битых машин, были ли на автомобиль страховые выплаты. То есть попадал ли он в ДТП. Могут поднять данные по условиям сделки, по которой машина попала в Россию и многое другое. Была ли она в угоне, в конце концов, и имеется ли за ней криминальный след.
То есть прямая рекомендация — дружить со специалистами.
«Аукционы лучше поручать профессионалам, там слишком много подводных камней, — уверен автодилер, работающий в Японии, Сергей Островский. — Рынок очень сложный. Нужно понимание его специфики. Человеку со стороны понять все особенности будет тяжело, риск получить неприятности — очень высок. Как минимум есть риск купить подсанкционную машину и не вывезти её. Нужно иметь человека со связями. Того, кто разбирается во всех тонкостях».
«Есть марки и модели автомобилей, которые не обсчитываются таможенным калькулятором. Есть конкретные годы и месяцы выпуска машины, которые нужно знать, чтобы купить и растаможить правильно и без финансовых потерь. А из-за одного потерянного дня цена растаможки может быть даже не 300, а 650 тысяч рублей, — объяснил Синдор Маматов. — Самостоятельное участие в аукционе — ещё не всё, что нужно сделать при покупке машины. Вот человек нажал кнопку и купил. А дальше что? Через кого оформлять? В Японии её нужно перегнать, перевезти морем — какой компанией? Растаможить. На это у человека, не знакомого с тонкостями, может уйти 3−4 месяца. У профессионалов на всё про всё может уйти от девяти дней. В среднем — 22 дня».
Специалисты отмечают: утильсбор критичен именно при покупке машины на продажу. Наценка в 300 тысяч рублей резко снижает конкурентоспособность перепродаваемого товара. Но если нужно для себя в качестве постоянного средства передвижения более чем на год или покупается рабочая лошадка, это не так уж важно.
Ещё один совет — брать дорогую машину. В конце концов, если покупатель готов отдать 2 миллиона и больше, то 300 тысяч утильсбора — не критичны. Покупка на юрлицо сокращает этот сбор примерно до 200 тысяч рублей. А новые, более комфортные и удобные машины даже с включённым в цену сбором всё равно окупаются.
Александр Колегов