«Автодор» в пятницу представил интервью главы госкомпании Вячеслава Петушенко, в ходе которого тот рассказал о перспективах развития трассы М-12 «Восток». Сейчас, напомним, дорога работает в платном режиме на участке Москва—Арзамас протяженностью 415 км. До конца года ожидается открытие проезда по трассе вплоть до Казани.
«Все зависит от нас, водителей, как мы будем соблюдать ПДД, — сказал он.— Если будем безобразничать, будет расти количество ДТП, в том числе со смертельными случаями, то будем камеры ставить. Как будем ездить, так и будем управлять этой дорогой».
Одновременно Вячеслав Петушенко не исключил, что разрешенная скорость движения на М-12 будет увеличена — с 110 до 130 км/ч. Впрочем, конкретных сроков не объявлено. Господин Петушенко лишь привел в пример М-11: летом там разрешено разгоняться до 130 км/ч, зимой устанавливается ограничение 110 км/ч.
«На скоростных дорогах можно обойтись без камер, — считает член общественного совета МВД России, автоэксперт Игорь Моржаретто.— Контроль нужен для предотвращения ДТП, но опыт эксплуатации скоростных дорог показывает, что на них аварийность вдвое ниже, чем на обычных трассах. В первую очередь благодаря высокому уровню технической обеспеченности — освещению, развязкам, разделительным барьерам, отсутствию пешеходных переходов».
Аварийность на М-12 будет расти вместе с ростом трафика, это естественный процесс, так происходило ранее на других автотрассах, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. На данный момент динамику числа ДТП объективно оценить сложно: в течение всего 2023 года открывались разные участки дороги, а статистика ведется единая по всей трассе. По данным ГИБДД, в январе на М-12 зафиксировано 5 ДТП без погибших, в марте — 14 с 2 погибшими, в мае — 18 с 7 погибшими, в июле — 25 с 9 погибшими, в августе — 35 ДТП с 10 погибшими, в сентябре — 36 ДТП с 11 погибшими. В текущей конфигурации — от МКАД до Арзамаса — трасса работает лишь с 8 сентября.
Этот тезис подтверждает и господин Моржаретто: на скоростных магистралях основной поток движется, как правило, не быстрее 120−140 км/ч, за исключением отдельных «летунов». «Так всем комфортно, никто это не контролирует», — отмечает он.
Господин Шкуматов добавляет, что большинство водителей на фоне роста цен на бензин и тарифов за проезд (на М-12 до Арзамаса цена составляет 2,8 тыс. руб. для легковых авто) стали гораздо тщательнее считать деньги: ехать быстрее 110−130 км/ч накладно — выходит дороже из-за высокого расхода топлива. Таким образом, вся полученная за счет высокой скорости экономия времени «сгорает» на заправках. Игорь Моржаретто считает, что 130 км/ч на М-12 ставить пока рано, «надо посмотреть, как трасса будет эксплуатироваться на 110 км/ч, не будет ли большого числа ДТП и так далее». «Давайте 110 “раскатаем”, потом посмотрим на 130», — говорил в сентябре и вице-премьер Марат Хуснуллин.
Действующие ПДД, напомним, разрешают владельцам дорог повышать предельную скорость на участках дорог до 130 км/ч при установке знака 5.1 «Автомагистраль» на зеленом фоне. Согласно официальной классификации, закрепленной в ГОСТе, к автомагистралям относятся дороги наивысшей категории 1А, в то время как М-12 изначально проектировалась и относится к более низкой категории 1B (основные отличия — в геометрии поворотов и перепадах высот). По этой причине формально она считается не автомагистралью, а «скоростной дорогой», как МКАД: применяемые на ней знаки выполнены на синем фоне. Источники «Ъ» подтверждают, что «Автодору» нужно будет каким-то образом поменять категорию трассы, чтобы на ней можно было разгоняться до 130 км/ч.
Иван Буранов