НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Цена ОСАГО скоро достигнет предела: страховщики предложат новые варианты

29 сентября 2023 16:00
Стоимость полисов ОСАГО растет даже при безаварийном вождении. Примерно 65 процентов клиентов страховых компаний сталкивается с подобной ситуацией

Что происходит на рынке, почему ОСАГО дорожает и сохранится ли рост цены, рассказал директор по развитию страхового бизнеса финансового маркетплейса Сравни Александр Крайник.

Почему растут цены на полисы ОСАГО

Стоимость полисов ОСАГО — переменная величина, которая зависит от множества факторов. Например, в прошлом году произошло расширение тарифного коридора. Коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев был расширен на 26 процентов, чтобы страховщики могли учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей.

Условно стоимость ОСАГО также связана с курсом доллара, ведь 75 процентов проданных полисов приходится на иномарки, а цена запчастей прямо коррелирует с курсом валюты. Справочники запчастей периодически пересматривают и учитывают этот фактор.

Стоит отметить, что у страхового рынка есть свои особенности. Например, он не так быстро реагирует на изменения, как банковский: горизонт планирования у страховщиков больше.

Если страховщики понимают, что в перспективе года будут значительные колебания стоимости восстановительного ремонта, дефицит запчастей или могут сработать любые иные факторы, то нужно уже в моменте повышать цены. Ведь при наступлении страховых случаев в течение будущего года им придется регулировать убыток уже по более высокому курсу.

С учетом текущих реалий кажется, что ОСАГО может только дорожать, в крайнем случае мы за всю историю еще ни разу не видели, чтобы полисы дешевели.

Какой предел у стоимости полиса

Стоимость полисов ОСАГО уже скоро может достичь предела. Цена на полис всегда находится в дельте, которую устанавливает ЦБ. И страховщик в зависимости от оценки риска клиента может динамически установить базовый тариф.

Сейчас верхняя планка составляет около 7,5 тысячи рублей. По нашей статистике, около 50−55 процентов полисов продается в верхних границах максимальной планки. Это значит, что большинство владельцев авто, даже клиенты с отличным КБМ (показатель безаварийного вождения), все равно вынуждены платить весомые суммы за полис.

При этом страховщики в последнее время конкурируют друг с другом не так агрессивно, как раньше. Они понимают, что наиболее приоритетно в текущих реалиях копить ресурсы, чтобы в случае убытков суметь выполнить свои обязательства перед клиентами в будущем.

Поэтому предел по стоимости ОСАГО, с точки зрения ценообразования, уже близок. Если сравнивать 2022 и 2023 годы, в прошлом году средняя цена полиса составляла 6800 рублей для водителей легковых машин (6200 за первые 6 месяцев 2022 и уже 7350 за вторые 6 месяцев 2023). В этом году средняя стоимость по итогам августа составила около 7200 рублей — пока на рынке идет фиксация.

Что будет с ОСАГО в будущем

За первые шесть месяцев 2023 года страховые компании собрали по ОСАГО 153 млрд рублей против 120 млрд рублей в 2022 году. При этом сборы выросли за счет подорожания ОСАГО: договоров больше не стало. Выплаты за период были соразмерными — 79 млрд рублей в 2023 году против 76 млрд в 2022 году.

Но это не значит, что страховщики в 2023 году обогатились — их убытки проявятся в будущем. Думаю, через полгода мы увидим, что выплаты начнут расти. Это значит, что в перспективе качество ОСАГО страдать не должно, но за эту цену клиент не получит никакой новой дополнительной ценности. Судя по отзывам, чаще всего клиенты как раз жалуются на затягивание сроков ремонта. Клиенты страховых услуг вправе ожидать, что вместе со стоимостью полиса вырастет и качество сервиса, но этого пока не происходит.

Поэтому основной фактор, который может изменить рынок ОСАГО — поиск дополнительной ценности для клиента. Среди возможных инструментов могут быть уменьшение срока ремонта или увеличение выплат, чтобы они стали больше соответствовать ущербу по заявленным случаям.

При этом именно по размеру выплат полис ОСАГО сейчас защищает водителя на 70−75 процентов от стоимости ущерба. В будущем страховщики могут решить эту проблему созданием иного продукта. Это может быть расширенное страхование с большими выплатами и более оперативным сроком ремонта. Вместе с этим такие полисы будут стоить существенно дороже, но предложат защиту ответственности уже на 100 процентов.

Георгий Панин