НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Как правильно менять свечи зажигания в автомобиле

13 сентября 2024 16:52
Авто Mail рассказывает, когда и как следует менять свечи зажигания, почему необходимо соблюдать регламент замены, а также о пяти главных ошибках, которые допускают владельцы, меняя свечи самостоятельно

Когда нужно менять свечи зажигания

Свечи зажигания применяются для получения искры, поджигающей топливовоздушную смесь. Если хотя бы одна свеча из комплекта неисправна, могут возникать проблемы при запуске и работе бензинового двигателя. Соответственно, необходимо строго соблюдать регламент замены, обозначенный автопроизводителем.

Многие владельцы, покупая дорогие и «долгоиграющие» свечи, убеждены, что они прослужат вечно, и этим убеждением провоцируют серьезные поломки.

Основным различием между автомобильными свечами является материал, из которого сделаны электроды, а также число отрицательных электродов. Концы электродов могут быть никелевыми, медными, серебряными, платиновыми, иридиевыми. Наиболее дорогие платиновые и иридиевые свечи применяются в двигателях с высокой степенью сжатия, работающие на бензине марки АИ-98 и АИ-100, и у них, как правило, один боковой электрод.

Источник: legion-media.ru

В других моделях электродов может быть два, три и даже четыре.

Регламент замены, таким образом, напрямую зависит от качества и цены «расходников». Например, в двигателях Skyactiv-G компании Mazda иридиевые свечи рекомендуется менять раз в 8 лет или каждые 120 тысяч км. Обычные же свечи, изготовленные из стального сплава, содержащего никель или медь, и использующиеся, к примеру, на вазовских моторах, следует менять каждые 30 тысяч км.

Что будет, если не менять свечи зажигания вовремя

Разнородные материалы, из которых сконструирована свеча, по-разному реагируют на резкие перепады температуры. Со временем в керамическом изоляторе могут появляться микротрещины, из-за чего пыль может просочиться в цилиндр. Работая как абразив, она вызывает задиры на его стенках. Кроме того, искровой зазор свечей по мере выработки «расходником» ресурса увеличивается. Особенно это касается бюджетных свечей, электроды которых лишены редкоземельных драгметаллов. Увеличившийся за счет выгорания электродов зазор провоцирует рост пробивного напряжения и перегружает вторичную обмотку катушки зажигания. Если ее пробьет, возможен, к примеру, отказ каталитического нейтрализатора.

«Каталик» будет также ускоренно разрушаться, если из-за барахлящей свечи будут возникать перебои на некоторых режимах работы мотора. В ряде случаев бензин будет сгорать не полностью, отправляясь в выпускную систему, перегревая нейтрализатор и сокращая срок его службы. Расход топлива при этом также возрастет. Возможны также поломки датчиков, системы впрыска топлива и других узлов.

По каким признакам можно определить, что свечи пора менять

Как правило, автомобиль дает опосредованные сигналы о том, что свечи зажигания требует замены. Например, тревогу следует бить, если начались перебои в работе силового агрегата. Мотор может начать запускаться не с первого раза и «троить». Также может ухудшаться динамика, появится перерасход топлива.

Состояние свечей позволит определить также их внешний осмотр. Если на выкрученных свечах фиксируется изменение расстояния между электродами, это верный признак необходимости их замены.

Главные ошибки при замене свечей зажигания

Работа с горячими свечами

Опытные механики хорошо знают — нельзя начинать работу по замене свечей, пока мотор не остыл, как минимум, до 40−50 °С. Субъективно — при такой температуре вы сможете прикоснуться к мотору и не обжечься.

На горячем моторе даже при использовании динамометрического ключа можно повредить резьбу в свечном колодце. Дело в том, что корпус свечи выполнен из стали, а головка блока цилиндров — алюминиевая. Соответственно, коэффициенты линейного расширения у этих деталей разные. А значит, «на горячую» есть шанс повредить резьбу в головке.

Источник: legion-media.ru

Игнорирование расчистки свечного колодца

Перед заменой свечей зажигания следует навести порядок в моторном отсеке. Хорошо, если двигатель закрыт пластиковой крышкой, и свечи под ней находятся в относительно чистом состоянии. Однако у многих моделей крышки на двигателе не предусмотрено конструкцией.

В этом случае необходимо убрать лишнюю грязь и пыль вокруг свечного колодца компрессором или специальными химикатами. Если пренебречь этой процедурой, в цилиндр или на резьбу может попасть песок и грязь и поцарапать внутреннюю поверхность поршня и стенки цилиндров. Помните также о том, что резьба свечи зажигания должна быть сухой и чистой.

Неаккуратное обращение со свечами

При неаккуратном и грубом обращении со свечами они могут обломиться при выкручивании. Как правило, нижняя часть с резьбой в таком случае остается в головке цилиндров и для извлечения поломанной части придется воспользоваться специальным ключом — экстрактором, который вкручивают в сломанную свечу.

Свечи, выкрученные для очистки, как и новые свечи, не следует ронять на пол. В этом случае велик риск повредить боковой электрод или керамический изолятор и спровоцировать в дальнейшем перебои в работе мотора.

Закручивание свечи «на глаз»

Если свечу недотянуть, из-за недостаточного теплоотвода она будет перегреваться, что может привести к выгоранию электродов, разрушению изолятора и выходу из строя наконечника высоковольтного провода.

Свеча может разболтаться из-за вибраций и вылететь из посадочного отверстия, повредив резьбу. С другой стороны, если свечу перетянуть, можно повредить керамический изолятор. А это приведет к пропускам зажигания или даже появлению трещин в керамике.

Практически все производители свечей указывают точный момент затяжки. Обычно он не превышает 25 Нм.

Чтобы выдержать эти параметры, следует вооружиться динамометрическим ключом — инструментом для затяжки резьбовых соединений с точно заданным моментом. Динамометрические ключи бывают щелчковыми или электронными. В первом случае вы слышите щелчок и чувствуете характерную вибрацию, во втором — слышите сигнал зуммера. Однако если же вам все же приходится работать без динамометрического ключа, следует аккуратно закрутить свечу вручную, а затем довернуть, воспользовавшись подсказкой на упаковках новых свечей. Как правило, довернуть рекомендуется на ½ оборота (180°) или ¾ оборота (270°).

Источник: legion-media.ru

Использование неподходящего инструмента

Нередко проблемы возникают также при выкручивании и закручивании свечей без специального свечного ключа. За неимением необходимого инструмента в ход идет высокая головка подходящего размера. Однако в этом случае высок риск того, что свеча упадет на дно колодца, поскольку в отличие от специализированного ключа подручный инструмент не имеет фиксатора для удержания свечи. При падении свечи она может быть повреждена. По той же причине не стоит пользоваться примитивными (бюджетными) моделями свечных ключей.