По данным Владивостокской таможни, если с 3 июня по 8 июля через границу было ввезено 38 тысяч машин, то с 9 августа по 14 сентября — всего 13,9 тысяч.
«Поток сократился почти в 2,7 раза, хотя говорить только о японском автопроме мы не можем, так как регистрируем общее количество пересекающих границу машин. В их число входит импорт и из других стран», — рассказала главный государственный таможенный инспектор по связям с общественностью Ася Рощина.
Ажиотаж не прекратился
Таможенные специалисты отмечают, что основная часть автомобилей по-прежнему ввозится из Японии физическими лицами для личного пользования.
На авторынке ситуацию подтвердили. Если в первые дни после объявления о введении ограничений на ввоз покупатели и дилеры судорожно увеличили активность, стараясь, если не закупиться впрок, то постараться хотя бы вывезти уже купленные автомобили, агрегаты и запчасти, то к середине августа рынок на японском направлении заметно угас.
«С начала ограничений люди в панике выкупали всё, что было на рынке, чтобы не попасть под новый утильсбор. Потом постепенно рынок затих. Рывок по количеству сделок был процентов на 70. Сейчас осталось меньше половины, — порядка 40, а может быть 30 процентов заявок. Только в начале сентября интерес начал появляться в заметных количествах», — описал картину директор компании JapanStore Кирилл Стартович.
Дошло до того, что компании, возившие в Россию японские автомобили, массово уволили сотрудников, занимавшихся перегоном машин. Это был популярный способ заработка.
Покупать, как рассказал эксперт, японские автомобили по-прежнему можно, но те, которые не попадают под ограничения. В основном бывшие в употреблении с объёмом двигателя более 1,9 литра и ценой не более 6 миллионов японских йен. И спрос на машины для личного пользования сместился в сторону недорогих.
Через третьи страны мира
Бывалые представители отрасли говорят, что если у клиента есть деньги, то получить он может любой автомобиль. Остались способы преодолеть запреты, нашлись маршруты перегона, есть варианты с запасными частями и многое другое. Просто всё стало сложнее, а поэтому дороже.
«Рынок действует через третьи страны мира. Привозят всё то же самое. Основное влияние ситуация оказывает на любителей японских иномарок из центра и запада страны. Именно они были клиентами фирменных автосалонов и предпочитали покупать новые машины. Дальневосточники редко приобретали в салонах, предпочитая японские аукционы. На дальневосточном рынке это не отразилось», — считает директор компании Кар-мани Александр Стрижкин.
В целом все специалисты считают, что ничего страшного не произошло. Пропавшие «японки» практически сразу были замещены китайскими и корейскими машинами. Покупатель поморщился, но распробовал и экзотические для себя модели. Как оказалось, что и на «китайцах» ездить вполне можно.
«Китай способен заместить рынок привычных нам гибридных автомобилей своими марками, хотя в среднем они будут несколько дороже: новая будет стоить от 3 миллионов рублей. Во-первых потому, что покупать придётся не б/у автомобили, во-вторых, потому, что левый руль стоит больше за счёт меньшего спроса на такие авто в мире», — объяснил руководитель Владивостокского филиала ООО «Автоимпорт» Максим Петров.
Падение активности специалисты объясняют отчасти еще и сезоном отпусков. По традиции, в августе — сентябре многие прекращают активную деятельность.
Александр Колегов