НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Зачем «автомату» нужен режим N и когда его нельзя использовать

24 октября 2024 12:07
Авто Mail напоминает автомобилистам, для чего в автомобилях с автоматизированными коробками передач предусмотрен режим N, а также рассказывает в каких случаях задействовать «нейтралку» не следует

Многие водители, пересаживаясь с машин, оснащенных механическими коробками передач, на автомобили с «автоматами», вариаторами или «роботами», волей-неволей переносят на новый транспорт свои прежние привычки. Например, они продолжают подкатываться к перекрестку на «нейтралке», стремясь сэкономить топливо, а во время даже коротких остановок переводят селектор в положение N или P, надеясь, что машина сожжет меньше бензина или солярки. Забегая вперед, скажем, что, по большей части, такие «экономы» оказывают своим машинам медвежью услугу.

Зачем АКП нужен режим N

В обиходе под автоматической коробкой передач подразумевают сразу три вида трансмиссий — гидромеханический «автомат», «вариатор», а также «робот» с одним или двумя сцеплениями. Поэтому правильнее говорить о машинах с автоматизированными трансмиссиями, когда в полу смонтировано не три, а две педали. Во всех случаях на площадке селектора представлен режим N (Neutral). Как правило, это обозначение «вписано» между положениями D (Drive) и R (Reverse).

Источник: legion-media.ru

Многие задаются вопросом — а зачем машинам вообще нужен режим N, если во время остановки можно активировать имеющийся у подавляющего большинства двухпедальных ТС режим P (Parking). На самом деле, ключевая функция «нейтрального» режима — предоставление возможности откатывать и буксировать транспортное средство. Причем сразу оговоримся, речь идет, прежде всего, о перемещении на тросе с небольшой скоростью и на достаточно небольшие расстояния (до 50 км).

Также такой режим необходим, когда производится обслуживание транспортного средства. И, опять-таки, на «нейтралке» просят оставить автомобиль служащие шиномонтажей и в ряде случаев — автомоек: такой функционал необходим им для сервисных перемещений машины.

И, наконец, режим N может становиться альтернативой трансмиссионному положению Parking. Например, если вы оставляете автомобиль в режиме Parking на крутом уклоне на недели или даже месяцы, а «ручник» не используется, механизм, блокирующий выходной вал трансмиссии, испытывает повышенную нагрузку и подвергается деформации. Со временем это может привести к сложностям включения или отключения «паркинга». Чтобы этого избежать, эксперты рекомендуют в таких ситуациях задействовать «ручник», плюс — упоры под колеса для дополнительной страховки.

Почему нельзя ездить накатом с АКП в положении N

Если машина движется с включенной «нейтралкой», производительность масляного насоса АКП резко падает. Лопастные элементы гидротранс­форматора и шестеренки продолжают вращаться, но поскольку масляный насос сбрасы­вает давление, трущиеся детали трансмиссии не получают смазки. В результате работы практически насухую износ элементов АКП резко увеличивается. Именно поэтому в автомобильных инструкциях четко оговорено — положение селектора N применяется при необходи­мости и только для загрузки машины на эвакуатор или ее буксировки на малой скорости на строго ограни­ченное расстояние.

Стоит учитывать и то, что переключаться в положение N из D в движении небезопасно, поскольку при экстренном торможении или просто на скользком покрытии возникает опасность блокировки колес и развития заноса.

К тому же, если, перемещая селектор в движении, вы «промахнетесь» и перескочите, например, из режима D в P, это чревато техническими последствиями. Точнее, неприятности не исключены у автомобилей с механическим фиксатором. К ним относятся, например, авто с уже немолодым французским 4-ступенчатым «автоматом» DP0/DP2 и DP8 и японским вариатором Jatco JF011E. А вот сломать коробку, перескочив на ходу из D в R, вопреки расхожим разговорам, можно не опасаться. Включение задней передачи происходит при таком алгоритме с помощью электроники, а та в 100% случаев задействует «защиту от дурака» и не позволит разрушить трансмиссию.

Почему машину нельзя долго буксировать с «автоматом» в положении N

Казалось бы — что тут страшного: зацепить сломавшуюся машину с «автоматом» или с вариатором тросом и отбуксировать в ближайший автосервис. Ведь на автомобилях с «механикой» вы сто раз так делали! Не советуем! Даже если двигатель проблемной машины будет в этом случае работать, масляный насос не сможет должным образом прокачивать смазку к трущимся деталям. Соответственно, детали будут перегреваться и изнашиваться.

Источник: legion-media / Monika Wisniewska

Однако если альтернативы в виде эвакуатора нет, нужно руководствоваться следующим правилом: коробка в «нейтрали», скорость не выше 50 км/ч, расстояние не более 50 км. Это общие рекомендации. О точных скоростных и дистанционных ограничениях на буксировку именно вашей модели нужно свериться в автомобильном мануале. К примеру, у современных 8−9−10-ступенчатых трансмиссий компоновка трансмиссии такая плотная, что без необходимого давления масла они перегреваются очень быстро, и буксировать их на тросе не следует в принципе.

У машин с вариатором при заглушенном двигателе масляный насос тоже не работает. А значит, первичный и вторичный валы и подшипники будут вращаться на сухую и перегреваться. А вот машины с классическими «роботами» с одним сцеплением тащить можно на любые дистанции как с заведенным, так и с заглушенным двигателем. Ведь де факто конструкция таких трансмиссий близка к «механике», разве что передачи тасует не человек, а электроника. Другое дело — роботизированные коробки с двумя сцеплениями. Они конструктивно ближе «автоматам», и большинство моделей управляется гидравликой. Поэтому производители таких авто, как правило, допускают буксировку максимум на 30−50 км.

Нужно ли включать нейтральную передачу на светофорах или в пробках?

Технические специалисты не советуют переводить селектор в положение N на время коротких остановок в пробках и на светофорах в целях экономии топлива. С одной стороны, в «нейтрали» фрикционы расцепляются, и связь между двигателем и колесами разрывается. Отсюда — некоторая экономия горючего. Однако если перевод селектора в положение N войдет у водителя в привычку, и он будет переключаться из D в N и обратно по двадцать раз за поездку, такие манипуляции уменьшат ресурс коробки. Впрочем, из этого правила есть исключение. В сильную жару все же желательно переводить рычаг «автомата» в положение «N» — это позволит снизить тепловыделение и предотвратит перегрев масла в АКП.

Еще одно исключение касается роботизированных коробок передач. На обычной механической коробке, как известно, не рекомендуется долго удерживать выжатой педаль сцепления. Такая же схема и здесь — стоять на светофоре или в глухой пробке, удерживая селектор в положении Drive не слишком хорошо для «робота» — увеличивается нагрузка на узел и износ его элементов. Поэтому в случае с роботизированными коробками, как классическими, так и преселективными, при длительных остановках лучше перевести селектор в N, чтобы снять напряжение со сцепления.

Подытоживая, порекомендуем владельцам машин с «автоматами» строго следовать инструкции по эксплуатации автомобиля, стараться минимизировать переключения из Drive в Parking (чем меньше переключений, тем выше ресурс трансмиссии), переводить рычаг в D, R или P только на неподвижной машине, а также не выключать Drive на остановках и для движения накатом. Соблюдение этих несложных правил позволит продлить жизнь АКП.