Относительно хорошая работа системы страхования ОСАГО заставляет мошенников переориентироваться с обмана простых автомобилистов на обман страховых компаний. Причем в сговоре участвует и руководство станций технического обслуживания, осуществляющих ремонт поврежденных автомобилей.
Прибыль от «распилов»
Злоумышленники действуют по определенному алгоритму. Покупаются дорогие иномарки японского производства, зачастую с правым рулем, которые трудно отремонтировать в обычных сервисах.
Затем под них приобретаются машины-доноры в виде так называемых «распилов», то есть автомобилей из Японии, которые продаются на аукционах для разборки на запчасти. Эти автомобили не подлежат обычной «растаможке», из-за чего цены на них почти на треть ниже.
Затем воспроизводятся реальные аварии с повреждением дорогих иномарок, после чего собственники обращаются в страховую компанию и просят направить автомобили на ремонт.
Так как работы по восстановлению редких японских моделей могут выполнять далеко не все станции технического обслуживания, то направление по ОСАГО выдается именно в те организации, которые заранее подготовили комплекты запчастей из привезенных «распилов».
Эти СТО имеют аккредитацию страховщиков и могут выполнять весь комплекс восстановительных работ. Из-за дефицита запчастей для редких моделей и отсутствия их в справочниках, цены на детали устанавливаются очень высокими, благодаря чему выбирается почти весь лимит на ремонт автомобиля.
Затем поврежденная иномарка наспех восстанавливается. Причем не всегда на нее устанавливаются все проплаченные детали с «распила». Затем иномарка вновь попадает в аварии с аналогичным результатом.
Чтобы не вызывать подозрений в сговоре, нередко машина перепродается другим собственникам, которые проделывают с ней аналогичные действия. Причем аварии снимаются на видеорегистраторы, а записи приобщаются к заявке в страховые компании. Тем самым злоумышленникам удается не только окупить стоимость иномарки и «распилов», но и получить существенную прибыль.
Как рассказал заместитель председателя комитета Российского союза автостраховщиков Михаил Перватов, «стоимость запчастей корректируется ежегодно, и по итогам изменений декабря 2022 года рост цен на некоторые виды деталей составил 30%». Неудивительно, что подобные схемы подстав оказываются выгодны.
«Оформим все по европротоколу»
Мошенники используют и другие схемы. К примеру, ГУ МВД России по Нижегородской области в 2022 году отчиталось о поимке группы подставлял, которые имитировали аварии с участием дорогих японских автомобилей.
Мошенники совершали небольшое столкновение, после чего предлагали «виновным» оформить европротокол без привлечения сотрудников ГИБДД. После этого они обращались за компенсацией в страховые компании.
Иномарки ремонтировались на скорую руку в неофициальном сервисе, а полученные от страховщиков деньги распределялись между участниками группы.
По версии следствия, фигуранты дела инсценировали не менее 35 подобных дорожных происшествий со средней страховой выплатой в 250−300 тысяч рублей. В результате страховщики перечислили им около 10 миллионов рублей.
Как сообщает Российский союз автостраховщиков, для инсценировок аварий злоумышленники часто выбирают круговые перекрестки. Они встают в «слепую» зону машины «жертвы», и как только автомобиль перестраивается, они подставляют под удар борт или передок.
В результате разбиваются дорогие матричные фары, страдают двери и крылья, мнется бампер со светодиодными элементами. Все эти дорогие детали затем ремонтируются за баснословные деньги в СТО, которые участвуют в сговоре.
Владимир Гаврилов