НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Мечта детства: что можно увидеть на выставке педальных машинок

1 июля 2023 09:30
До 6 августа в Музее Гаража особого назначения ФСО России проходит выставка «Машинки и механизмы счастливого детства». Авто Mail.ru рассказывает о самых интересных педальных машинках и игрушках

Зал сменных экспозиций Музея Гаража особого назначения ФСО России снова удивляет: новая выставка, проходящая здесь, посвящена разнообразным педальным машинкам из СССР и зарубежья, а также игрушкам — автомобилям, ракетам, самолетам и кораблям.

— Педальные «Москвичи», пожалуй, узнает каждый. Для создания таких машинок на Московском заводе малолитражных автомобилей собрали отдельный подвесной конвейер: их годовой выпуск был сравним с настоящими «Москвичами».

—  Самый первый детский «Москвич», правда, был похож не на выпускавшийся тогда «Москвич-407», а на американский Studebaker.

— В СССР выпускался даже педальный трактор. Модель «Орлёнок» напоминала трактор МТЗ-80 «Беларусь» и изготавливалась на Омском авиационном заводе «Полёт» в 1970-е годы.

—  Машинка «Нева» напоминала американские автомобили 1950-х — эпохи «аэростиля» и «детройтского барокко». Этот педальный автомобиль выпускался на Ленинградском Северном заводе (он же засекреченный оборонный завод № 272).

—  Модели «Малыш» и «Малыш-М2» выпускались в Челябинске.

Вообще в Советском Союзе производство детских педальных машин началось в 1930-е годы. Первыми такими моделями стали педальный ГАЗ и ГАЗ Д-2. Визуально эти автомобили напоминали ГАЗ-А и ГАЗ-М1 соответственно. Существовали и педальные ЗИСы. На выставке представлен, в том числе, невероятно редкий экземпляр — самодельный педальный ЗИС, изготовленный примерно во второй половине 1940-х — начале 1950-х годов по образу и подобию ЗИС-110.

— «Урал» можно смело назвать одной из самых красивых педальных машинок. Его капот, фары и облицовка радиатора перекликались с ГАЗ-М20 «Победа» второй серии. Вид «Урала» сбоку напоминал лимузин ЗИС-110 — передними крыльями, а задние крылья, как и вся задняя часть педальной машинки, напоминали ЗИМ.

— «Зiронька» производилась в 1950-х годах на Львовском заводе автопогрузчиков.

— «Лайка» сменила «Зiроньку» в 1960-е и 1970-е годы.

— В 1977-м Львовский завод автопогрузчиков завершил выпуск «Лайки». Стартовало производство новой педальной машинки под названием «Львів’янка».

— Существовал и детский педальный спорткар — «Ураган»/ «Спорт».

— Педальный автомобиль «Оренбуржец» производился на Оренбургском машиностроительном заводе. Представленный в музее экземпляр раскрашен под карету скорой помощи.

— Автомобиль «Илюша» производился на авиазаводе в Ташкенте и получил название от его основной продукции — самолетов Ил-76 и Ил-114.

— Педальная машинка «Орь» выпускалась в Орске и была названа по имени одноименной реки, протекающей на Урале.

— Детская «Волга» реальный автомобиль ГАЗ-24 напоминает очень отдаленно: решетка радиатора похожа, но фары у нее прямоугольные вместо круглых.

— Педальный автомобиль «Ракета» выпускался на нескольких оборонных предприятиях в Ленинграде и являлся почти точной копией итальянской педальной машинки фирмы Giordani.

А это иностранные педальные машинки:

— Ferrari Indianapolis F1 — Италия, 1950-е годы.

— Peugeot 403 Сabrio — 1960-е годы.

— Редкий Ferrari F1 — производитель и год выпуска неизвестны.

— Austin Pathfinder — Великобритания, 1949 год.

— Citroen DS — Франция, 1962 год.

— Renault Vivastella Sport — Франция, 1930-е годы.

— Пожарный автомобиль Pompier Circa — производитель и год выпуска неизвестны.

— На фото справа Renault Floride — Франция, 1961 год.

— Austin J40 — Великобритания, 1951 год.

— Devillaine — Франция, 1930-е годы.

— Ferbedo 318 — Германия, 1950-е годы. Передняя часть педальной машинки стилистически перекликается с настоящим автомобилем марки Borgward.

— «Стрела» выпускалась также в 1950-е годы. Машинка производилась на Львовском заводе автопогрузчиков и представляла собой копию немецкого Ferbedo 318.

— Еще одна редкая модель — Pedale de course. Производитель неизвестен, 1930-е годы.

— Kid Model 124 — Франция, 1931 год. Этой педальной машинке почти 100 лет! По форме она похожа на гоночный автомобиль 1930-х годов с узким кузовом и заостренным «хвостом».

— «Конь педальный» выпускался в СССР на трех предприятиях — Омском авиационном заводе «Полёт», Московском машиностроительном заводе «Знамя Труда» и металлургическом заводе «Запорожсталь».

Педальные машинки на выставке окружены подиумами с уникальными игрушками.

Выставка «Машинки и механизмы счастливого детства» будет открыта на ВДНХ до 6 августа 2023 года.