Масляное голодание очень опасно для двигателя, потому как провоцирует большой износ деталей. Но можно ли считать, что этот эффект начинается в тот момент, когда уровень масла опускается ниже минимальной отметки на щупе?
Система смазки двигателя строится на непрерывной циркуляции масла по специальным каналам, через которые оно доставляется непосредственно к трущимся деталям.
Обеспечивает циркуляцию масляный насос, забирающий смазывающую жидкость из картера и прокачивающий ее по системе. В картер должно заливаться больше масла, чем необходимо, чтобы обеспечить определенный запас жидкости.
Таким образом, объем работающего масла, необходимого для защиты двигателя, гораздо меньше, чем заливается в картер. Когда одна часть масла работает, другая плещется в картере и ждет своей очереди.
Но если уровень масла упал ниже минимума, смазка продолжает циркулировать в системе. Насос все равно поддерживает нужное давление масла, обеспечивая работоспособность силового агрегата. Опасным для мотора является не низкий уровень масла, а критическое падение его давления.
Происходит это при поломке насоса или при очень больших потерях смазывающей жидкости, когда в систему вместо масла засасывается воздух. В этом случае на приборной панели современного автомобиля должна зажечься красная лампа, предупреждающая, что ездить на машине уже нельзя.
Хотя низкий уровень масла тоже сказывается негативно на двигателе. Чем меньше масла, тем выше нагрузка на насос, жидкость не успевает охладиться в картере и вновь прокачивается по системе, из-за чего растет выработка и заметно снижается его срок службы. Такое масло быстро теряет свои свойства и перестает эффективно защищать мотор.
В общем, лучше всегда следить за уровнем масла и вовремя пополнять его количество, как это предписывает руководство по эксплуатации автомобиля.
Владимир Гаврилов