Вопрос дефицита и дороговизны автозапчастей в России после введения санкций встал настолько остро, что страховщики, Центробанк и Минфин всерьез заговорили о возможности использования контрактных узлов и б/у деталей для ремонта машин по ОСАГО. К тому же чек за визит в автосервис с начала 2023 года вырос на 21%.
Авто Mail.ru поговорил о наболевшем с участниками и экспертами рынка. Мы попросили представителей страховых компаний и автосервисов рассказать, какие детали машин при аварии страдают чаще и сильнее всего. А также какие из них сейчас наиболее дороги.
По данным страховщиков и аналитиков
«Как правило, чаще всего в авариях страдают внешние кузовные детали — это бамперы, крылья и двери, — рассказал Директор дирекции розничного бизнеса “Ингосстраха” Виталий Княгиничев. — Если говорить о ремонте, то его средняя сумма сейчас составит 100 тыс. рублей. Сложности существуют со всеми марками, кроме российских и китайских. Однако даже с последними могут возникнуть трудности, если нужная запчасть содержит электронные компоненты».
«Наиболее часто повреждаются бамперы, крылья, крышка багажника и решетка радиатора — это примерно 70% всех аварий. Затем по частоте повреждений следуют двери, крышка капота и стойки», — поделился с Авто Mail.ru вице-президент по автострахованию компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов. По словам эксперта, в первой группе самая дорогая запчасть — крышка багажника, особенно с учетом того, что для ряда моделей (хэтчбеки
В то же время аналитики называют чаще всего страдающим в ДТП элементом автомобиля заднюю левую фару. Эти данные предоставили эксперты компании Exodrive — цифрового решения для оценки профиля вождения и сокращения рисков ДТП. Частоту повреждения деталей при аварии для наглядности нанесли на силуэт автомобиля. Помимо заднего левого фонаря вероятность пасть жертвой ДТП высока у переднего бампера, фар, а также задних и передних крыльев.
Средняя стоимость ремонта по каско, по данным «Ренессанс страхования», на сегодня составляет 120 тыс. руб. Но этот показатель не совсем точно отображает потенциальный риск для всех владельцев авто, так как сильно отличается в зависимости от марки и модели, а также от объема полученных повреждений. К наиболее проблемным брендами в плане запчастей на текущий момент в компании относят американских производителей (Chevrolet и Cadillac). А еще Nissan, Infiniti, Mercedes-Benz, Land Rover, Porsche и Renault.
По данным Страхового Дома ВСК сумма выплаты по ОСАГО с начала года в среднем по стране составляет 65 тыс. рублей. Стоимость ремонта самой популярной в России марки — отечественного ВАЗ — практически аналогична и составляет 64 тыс. рублей. В том же диапазоне — 64−66 тыс. рублей — варьируется средняя выплата за ДТП для «немцев» (Mercedes-Benz, BMW и Audi).
Чуть дешевле обходится восстановление после аварии автомобилей востребованных массовых брендов Hyundai и Kia — в среднем 59 тыс. рублей. Набирающие популярность китайские автомобили (Chery, Geely, Haval, GAC, Changan и OMODA) также достаточно недороги — стоимость восстановительного ремонта в среднем равна 60 тыс. рублей.
«Одним из наиболее распространенных случаев по каско является бой стекол — на него пришлось почти 3% страховых событий в компании по итогам 1 квартала 2023 года. В среднем, восстановление авто в таком случае обходится в 50,2 тыс. рублей. Самый дорогостоящий ремонт после боя стекол был произведен владельцу Toyota RAV4 — 420 тыс. рублей. Чуть меньше — 308 тыс. рублей — было выплачено владельцу Lamborghini», — рассказали Авто Mail.ru в пресс-службе Страхового Дома ВСК.
По данным автосервисов и дилеров
«Самыми дорогими считаются детали электрогруппы, оптики, элементы системы безопасности (подушки безопасности), — поделился данными руководитель кузовных автосервисов FIT SERVICE Ярослав Кукарин. — На старых автомобилях недешевы блоки управления аудиосистемой или движения. Кстати, из-за дороговизны деталей такие транспортные средства ценятся в среде автоподставщиков, которые зарабатывают на фиктивных ДТП».
«Сложнее всего сейчас найти кузовные детали на свежие китайские автомобили. Дилеры активно продают новые авто, но при этом не заботятся о наполнении складов деталями кузова. Цены на запчасти в зависимости от конкретной позиции и модели авто поднялись на 20−100% по сравнению с докризисным периодом. Стоимость услуг автосервисов также выросла на 10−15% по сравнению с началом 2022 года», — подытожил эксперт.
«В настоящее время в России ситуация с наличием необходимых автомобильных запчастей улучшилась по сравнению с летним периодом прошлого года, — сообщили в пресс-службе ГК АВТОДОМ. — В наличии, в частности, есть лобовые стекла, фары, бамперы, диски, фильтры и многое другое. Определенные трудности остаются со сложными узлами: двигателями в сборе, головками блока цилиндров, агрегатами трансмиссии. Сроки их поставок могут превышать три месяца. В целом средняя стоимость уникальных автомобильных запчастей по сравнению с началом 2022 года в настоящее время увеличилась примерно в 2 раза».
По данным такси и сервисов проката
«Есть тенденция повышения цен на запчасти по отдельным маркам. Например, год назад фара для Datsun mi-DO стоила 17 000 ₽, а сейчас 79 000 ₽ И это закупочная цена — в магазинах еще дороже», — поделился генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев. По его словам, сложнее всего сейчас с запчастями на новые автомобили ушедших марок. Достать их не проблема — ни один бренд не ушел с рынка полностью: через посредников, проделав очень длинный и долгий путь, запчасти все же попадают на прилавки. Проблема в сроке ожидания детали (от 20 дней до 3 месяцев).
У такси, прокатных и служебных машин чаще всего в ДТП страдают задний и передние бамперы, а затем уже идут крылья, крышка багажника, капот и фары, рассказал Саид Залиев, основатель ГТК-Холдинга, управляющего транспортными компаниями и таксопарками. По словам эксперта сейчас проще всего достать запчасти на отечественные и китайские автомобили, однако и по остальным уже налажена схема поставок. По «японцам», «корейцам» и европейским маркам за год сервисы смогли наладить бесперебойные поставки, но цена и сроки претерпели изменения. Запчасти выросли в цене в среднем на 30−50% в зависимости от производителя, а средний срок поставки составляет от 2 недель до 1 месяца.
По данным тюнинг-ателье
«Чаще всего при ДТП страдает бампер и левая фара автомобиля, так как она находится на прямой линии соприкосновения при встречном ударе. По бамперам, как правило, стоимость на многих моделях “не космическая”, если, конечно, мы не говорим о кастомных тюнингованных и бамперах специальных спорт-версий. С оптикой ситуация не такая радужная», — поделился основатель студии ITS tuning Владимир Халтуринский.
«Чем “выше” комплектация, тем выше будут расходы на запчасти. И найти их тяжелее, так как большая часть продаж приходится на более “скудные” комплектации авто. В частности, фары на одном и том же автомобиле могут быть как с галогеновым светом, так и светодиодные, что значительно увеличит стоимость покупки детали. Трудно будет найти запчасти для автомобилей, не являющихся “масс-сегментом”. Например, для BMW i3 и, Z4, Mazda CX-9 и CX-3, Hyundai Palisade и Staria», — пояснил эксперт.
«Самая сложная ситуация с ремонтом после ДТП возникает с оптикой, особенно с фарами премиальных автомобилей, — подтверждает генеральный директор Larte Design Дмитрий Полунин. — В основном речь идет о лазерных фарах, которые используются в моделях BMW, например, X7, седанах и кроссоверах Audi, таких, как A8 и Q8. У них сложная оптика, поэтому стоят они дорого — от 400 000 до 500 000 рублей. Аналогичная ситуация с фарами на современные модели Porsche Cayenne последнего поколения».