НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Каким был первый советский трактор: история и фото

1 сентября 2024 11:07
Единственный в России Музей истории трактора находится в городе Чебоксары. Авто Mail рассказывает о его экспозиции

Музей истории трактора — это единственный в России научно-технический и просветительский центр, посвященный истории мирового тракторостроения. Он был открыт в Чебоксарах в 2011 году и сейчас представляет собой большой комплекс, объединяющий выставочные залы, учебно-консультационный центр для специалистов, отдел по работе со студентами вузов и прочее.

Музейная экспозиция — это несколько тематических разделов: «От сохи до самодвижущихся устройств», «История трактора: от паровых двигателей до мощных дизелей», «Развитие отечественного и зарубежного тракторостроения», «Производители промышленных, лесных и сельскохозяйственных тракторов», «Трактор будущего», «Легенды тракторостроения».

История тракторов в России неразрывно связана с именем Федора Абрамовича Блинова. В 1888 году крестьянин села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии Федор Блинов построил первый в нашей стране паровой трактор — гусеничный, приводимый в движение двумя паровыми машинами.

В 1911 году свет увидел «Русский трактор-2» — его создал ученик Блинова Яков Васильевич Мамин.

Дальнейшая история тракторостроения в нашей стране выглядела следующим образом.

В 1922 году на Коломенском заводе был разработан и изготовлен трактор «Коломенец-1». В том же году на заводе «Красный прогресс» был построен трактор «Запорожец», а в 1923-м на Харьковском паровозостроительном заводе начали выпуск гусеничных тракторов «Коммунар». В 1924 году на заводе «Красный путиловец» был построен первый «Фордзон-путиловец».

Первым специализированным тракторным заводом в России стал завод в Сталинграде, выпускавший СХТЗ-15/30 и СХТЗ-НАТИ.

На фото представлены:

  • Масштабная модель парового трактора Ф. А. Блинова,
  • Модель трактора «Коломенец-1»,
  • Модель трактора «Коммунар»,
  • Модель трактора СХТЗ-НАТИ,
  • Модель трактора Hanomag Brillant 601.

Экспонаты музея истории трактора размещаются на площади более 2,5 тысячи квадратных метров. В залах второго этажа представлена историческая информация, документы, фотографии, масштабные модели. В музее собрана огромная коллекция из 700 моделей тракторной техники.

Раздел «Легенды тракторостроения» представлен на первом этаже.

Fordson F — пахотный трактор, созданный для работы с двухкорпусным плугом и другими сельскохозяйственными прицепными машинами. Имеет компоновку, впоследствии ставшую классической для большинства колесных тракторов. Оснащен 4-цилиндровым двигателем с электрическим зажиганием. Выпускался в 1917—1964 годах.

СТЗ-15/30 — пахотный колесный трактор, выпускавшийся в 1930—1950 годах. Его прототипом стала американская модель McCormick-Deering 15−30.

Трактор McCormick-Deering 10−20, выпускавшийся в 1923—1939 годах. Он также рассматривался в СССР в качестве прототипа для выпуска на заводах Советского Союза, но выбор был сделан в пользу его более мощного собрата.

Трактор McCormick, выпускавшийся в 1923—1939 годах.

Трактор John Deere D оснащен 2-цилиндровым горизонтальным двигателем, отличавшимся особой шумностью, за что фермеры прозвали его «пыхтящий Джонни». Выпускался в 1923—1953 годах.

Колесный трактор «ДТ-20» безрамной конструкции. Колея его передних и задних колес легко регулируется, варьируется дорожный просвет. Под индексом «ДТ-20В» трактор выпускался в гусеничном варианте.

Трактор ХТЗ-7 был разработан КБ «Харьковского тракторного завода». Он стал первым в СССР трактором, получившим гидравлику навесного и полунавесного оборудования, обезопасившую трактористов от переворачивания назад при зацеплении плугом корней и камней.

Румынский Universal 445V стал копией итальянского трактора FIAT-480. Производство модели стартовало в 1968 году. Трактор оснащен дизельным двигателем с жидкостным охлаждением.

Пахотный гусеничный трактор «ДТ-54» был создан коллективом разработчиков «Алтайского тракторного завода» и прославился после появления в фильмах «Дело было в Пенькове» и «Ход конем».

«ДТ-75М» «Казахстан» был разработан ГСКБ «Волгоградского тракторного завода» в 1967 году. Выпускался в 1967—1986.

Warchalowski WT-20 — универсально-пропашной колесный трактор, созданный австрийской фирмой «Motoren Fabrik J. Warchalowski» в 1958 году. Выпускался до 1968 года.

Производство трактора FIAT 25R началось в 1951 году и продолжалось до 1983. Эта модель до сих пор эксплуатируется в некоторых регионах Италии благодаря долговечному дизельному двигателю и надежной ходовой системе.

Универсально-пропашной колесный трактор «МТЗ-50» разработан ОГК «Минского тракторного завода» в 1958 году. В серийное производство поступил в 1962-м. Оснащен двигателем Д-50 с жидкостным охлаждением.

Универсально-пропашной колесный трактор «Владимирец Т-28» создан КБ «Владимирского тракторного завода». Оснащен 4-тактным дизельным двигателем воздушного охлаждения Д-28.

«Т-28Х4М С-1» — универсально-пропашной трактор производства «Ташкентского тракторного завода», выпускался в трехколесном и четырехколесном вариантах в 1970—1995 годах.

Научно-технический музей истории трактора, расположенный в городе Чебоксары, работает каждый день: с понедельника по пятницу с 8 утра до 18:00, в субботу и воскресенье с 10 утра до 17:00.

Все экспонаты, расположенные в зоне «Легенды тракторостроения», разрешено трогать. Можно даже посидеть в тракторах!

Кроме внутренних залов музея, часть экспозиции представлена на улице. Не забудьте заглянуть и на эту площадку.