Да, про рекорд по дрифту вы могли слышать в предыдущие годы. Только официально его никогда не регистрировали. Ведь это целая процедура. Все официальные рекорды проводятся по правилам и регламентам, которые разрабатывает автомобильная федерация. Затем, если результаты зафиксированы и поданы верно, специальная комиссия их рассматривает и регистрирует национальный рекорд. Список таких рекордов можно найти на сайте Российской автомобильной федерации. До 2023 года в списке дрифта не было.
В этом году организаторы фестиваля «Дни скорости на льду Байкала» и пилот RDS GP Сергей Кабаргин решили восполнить пробел. Комитет рекордов РАФ разработал регламент и правила, а на льду Байкала построили трассу, на которой лидер команды ddKaba на гиперкаре Flanker F собственной разработки и постройки показал скорость 262,774 км/ч.
28 марта Совет по спорту РАФ утвердил эту скорость как первый национальный рекорд по дрифту, и Сергей Кабаргин стал первооткрывателем новой категории.
Еще из именитых спортсменов, которые приняли участие в фестивале, стоит назвать Анастасию Нифонтову. В представлении эта храбрая девушка не нуждается, её хорошо знают фанаты авто- и мотогонок. Анастасия решила попробовать себя в новой автоспортивной дисциплине — установке рекордов. Да, по прямой, но и здесь есть нюансы, без учета которых добиться успеха сложно. К тому же выступала она не на легкой и юркой машине, а на гибридном минивэне Voyah Dream.
«Впечатления от мероприятия самые позитивные. Автомобиль мне понравился. Понятно, что он не гоночный, все-таки минивэн, можно сказать, микроавтобус, но я считаю, для своего класса он едет вполне быстро. Хотя гибрид и живет своей жизнью. В первый день на тренировках в машину набилось много народу, и в тестовом режиме мы проехали со скоростью 182 км/ч. Во втором заезде соблюли все нюансы, даже зеркала сложили, но машина больше 175 км/ч так и не разогналась. На следующий день зарядили батарейку и с утра вроде получше проехали. Средняя скорость получилась примерно 184 км/ч с хода. При старте с места трасса мне показалась более скользкой, по сравнению с днем накануне. Хотя опять же по средней скорости получилось быстрее: 108 км/ч против 102 км/ч», — после рекордной попытки рассказала Анастасия Нифонтова.
Впервые за 40 лет на гоночную трассу выехал электромобиль, специально построенный для установки рекордов. О ходе его строительства мы рассказывали в феврале. К началу фестиваля электромобиль окончательно обрел внешний вид и даже имя — «Сарма», которое выбрали народным голосованием в социальной сети «Одноклассники». Сарма — название реки, которая впадает в Байкал, и сильного ветра, дующего над озером. Очень подходящее имя для рекордного автомобиля.
Он получился полностью российской разработки. Пространственную раму, рулевое управление, обтекатели создавали в Санкт-Петербурге и Иркутске: конструкторы Донат Корольков из лаборатории картинга «Петрокарт» и Станислав Лыжин из Иркутской федерации автоспорта. Батареи разработал завод АО «Энергия» из Ельца, двигатель поставила компания «Приводная техника», базирующаяся в московском «Технополисе». А выпущенные в Калуге шипованные шины Gislaved лежали в основе проекта — машину строили с учетом их параметров и характеристик.
Пилотировали электромобиль трехкратная рекордсменка Мария Леонтьева и двукратный рекордсмен Станислав Лыжин. На зачетной дистанции 1 километр при старте с хода Мария показала среднюю скорость 135,869 км/ч. Станислав при старте с места — 91,521 км/ч.
Фестиваль собрал восемь автомобилей, из которых три было чисто электрических, еще три — с гибридными силовыми установками, а также по одному с дизельным и бензиновым ДВС. Прослеживается тенденция к освоению новых технологий в автоспорте. Причем передовых: в соревнованиях приняла участие 1020-сильная Tesla Model S Plaid. Она приехала из Белоруссии, за рулем был именитый гонщик, чемпион ралли-рейдов Артур Туманов. Несколько лет назад он приобрел первую Tesla и буквально влюбился в электромобили. Теперь старается не пропускать мероприятия, на которые допускается такая техника. На «Днях скорости» он установил два рекорда: при старте с хода в заезде на один километр Артур показал среднюю скорость 265,878 км/ч, при старте с места — 126,979 км/ч.
Отдельно стоит сказать про автомобили бренда Voyah: помимо минивэна, на котором выступала Анастасия Нифонтова, в фестивале также приняли участие полностью электрический и гибридный кроссоверы Voyah Free. За руль этих автомобилей сели многократные рекордсмены Максим Леонов, Илья Кашин, Мария Мельникова и пилот-кольцевик Виталий Ларионов.
Виталий Ларионов на электрокроссовере Voyah Free установил два рекорда на зачетном километре: 217,970 км/ч средней скорости при старте с хода и 106,019 км/ч при старте с места. Максим Леонов на гибридной модификации Voyah Free EVR показал среднюю скорость 194,311 км/ч при старте с хода, а Илья Кашин на той же машине — 102,836 км/ч при старте с места.
Помимо традиционной категории на один километр, автомобили Voyah предприняли попытки установить рекорд на максимальную скорость и провести испытание на дальность хода на одном заряде батареи. На зачетной дистанции Виталий Ларионов разогнал минивэн Voyah Dream до максимальных 218 км/ч, а Максим Леонов и Мария Мельникова проехали на кроссовере Voyah Free более 440 километров почти за 8 часов. Эти результаты будут поданы для регистрации в Книгу рекордов России.
Гибридная 222-сильная Toyota Venza, управляемая рекордсменом и иркутским путешественником Алексеем Павлиным, показала на дистанции 177,270 км/ч при старте с хода и 95,144 км/ч при старте с места.
Дизельный Jaguar F-Pace, который на этот раз выбрал 18-кратный рекордсмен России и главный организатор фестиваля Андрей Леонтьев, боролся за звание самого быстрого автомобиля с дизельным ДВС в категории А, то есть специально созданной или доработанной техники. Над улучшением динамики и отдачи двигателя колдовали мастера из инженерно-технического центра Level Performance, специализирующегося на таких задачах. Вкупе с шипованными шинами Gislaved эти доработки, кажется, сработали: 215,853 км/ч средней скорости при старте с хода. Есть рекорд!