НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Прощание с «Королевой небес»: чем запомнился миру Boeing 747

2 февраля 2023 18:30
Легенда авиации, звезда мирового кинематографа, обладатель множества мировых рекордов, перевозчик первых лиц государств и просто красивый самолет – все это про Boeing 747, век которого подходит к концу

На этой неделе грузовой авиакомпании Atlas Air доставлен последний выпущенный Boeing 747. Машина, которая получила всемирную известность и стала одной из самых узнаваемых в мире, производилась более полувека! «747-й» заслужил репутацию выносливого и надежного воздушного судна и оказался в числе самых популярных широкофюзеляжных самолетов. Как складывалась его история?

Нужно больше пассажиров!

Все началось с запроса авиаперевозчика Pan-Am, который в 60-х годах прошлого века активно использовал первый реактивный лайнер компании Boeing – четырехмоторный 707. Летать в те времена было привилегией богатых людей, поэтому снизить стоимость билетов можно было только одним путем – увеличить количество пассажиров. Именно такое пожелание выдвинула Pan-Am перед Boeing.

Наглядное сравнение размеров двух самолетов фирмы Boeing – 707 и 747
Источник: Boeing

Проект был достаточно амбициозным – перевозчики хотели увеличить вместимость лайнера в 2,5 раза, что позволило бы им снизить цены на билеты на треть. «Отцом» модели 747 стал американский инженер компании Boeing Джо Саттер, возглавивший команду разработчиков будущей легенды авиапромышленности.

Первый полет Boeing 747 совершил 9 февраля 1969 года
Источник: Legion-Media

В те времена самолеты строили по классической схеме с одним проходом между двумя рядами кресел. И именно Boeing 747 стал первым широкофюзеляжным аэропланом с салоном, где проходов было уже два – такая компоновка используется и по сей день. Но этого оказалось мало, поэтому в Boeing решились на совсем смелый шаг и сделали «747-й»… двухпалубным!

Первые версии Boeing 747-100 могли вмещать до 366 пассажиров в зависимости от компоновки. Как правило, наверху располагался салон первого класса
Источник: Legion-Media

Вторая палуба была короткой, из-за чего у 747 появился характерный горб, который сделал его стопроцентно узнаваемым – ни до, ни после ни у одного серийного самолета не было подобного решения! Публичный дебют Boeing 747 состоялся в 1969 году на авиашоу в парижском аэропорту Ле-Бурже – и 747 произвел фурор! Машину из-за исполинских размеров тут же окрестили «Jumbo Jet» в честь знаменитого слона Джамбо. До появления Airbus A380 в 2005 году именно Boeing 747 был крупнейшим пассажирским лайнером в мире.

Не было бы счастья

Амбиции Boeing были настолько серьезными, что руководство компании подписало первый заказ всего на 25 машин, несмотря на беспрецедентные сложности этого проекта и огромные инвестиции для его реализации – быстро стало ясно, что самолет получается слишком тяжелым, и это потребовало от инженеров титанического труда по его облегчению, чтобы соответствовать тяговым характеристикам четырех двигателей Pratt & Whitney.

В дальнейшем заказ был расширен до сотни экземпляров, но считалось, что начало эксплуатации сверхзвуковых самолетов Concorde и Ту-144 в 70-х годах положит конец гигантам авиации. Получилось, впрочем, ровно наоборот. Перелеты на «Суперсониках» оказались слишком дорогими: они требовали огромного количества топлива, частого квалифицированного обслуживания и летчиков лучшего уровня подготовки. А не самая выдающаяся надежность и несколько аварий и вовсе положили конец сверхзвуковым перевозкам пассажиров.

Укороченный на 14 метров вариант Boeing 747SP был разработан для более дальних маршрутов, но особого спроса не нашел из-за небольшой вместимости. Всего выпустили 45 экземпляров из 200 запланированных
Источник: U.S. NARA

Boeing 747, напротив, расцвел и долгие годы упивался почти полным отсутствием конкуренции. Лайнер постоянно совершенствовался – появились новые двигатели Rolls-Royce и General Electric, грузовые модификации, смешной «коротышка» 747SP и более вместительные варианты 747-300, 747-400 и 747-8, рассчитанные на более 400 пассажиров (их легко опознать по более длинному горбу фюзеляжа). Современная авионика и системы управления позволили сократить летный состав до 2 человек.

На счету «Боинга» 747 есть и мировые рекорды – и дело не только во вместительности и размерах. В 1989 году 747 австралийской авиакомпании Qantas преодолел расстояние 18001 км из Лондона в Сидней за 20 часов и 9 минут, совершив самый длинный беспосадочный перелет. В 1991 году Boeing 747 перевез 1122 человека во время операции «Соломон» по эвакуации эфиопских евреев в Израиль. За свои многочисленные достижения и выдающиеся способности Boeing 747 заслужил звание «Королевы небес».

А еще один неожиданный рекорд Boeing 747 установил благодаря... погоде – ураган «Киара» по пути из Нью-Йорка в Лондон помог лайнеру British Airways достичь скорости 1327 км/ч, в результате он приземлился в аэропорту Хитроу почти на 2 часа раньше расписания! Впрочем, звуковой барьер лайнер преодолеть не мог, поскольку находился в воздушном потоке.

Не обошлось и без эксклюзива

Удачная и надежная конструкция, а также высокая грузоподъемность сделали из «Боинга» 747 отличную заготовку для самых разных проектов. Самый «пафосный» из них – это, конечно, самолет президента США, «засвеченный» во множестве фильмов. Boeing VC-25 – это глубоко модифицированный 747-200, оснащенный специальной связью и защитой, конференц-залом, каютой президента и первой леди. Ведется разработка нового борта Air Force One на базе последнего варианта Boeing 747-8.

Любители авиации наверняка помнят фотографии гиганта Ан-225 с космическим челноком «Буран», закрепленном на фюзеляже. Так вот, в США тоже был подобный носитель на базе Boeing 747, который отличался от прародителя специальными креплениями для «Спэйс Шатлов» и измененным хвостовым оперением. А «пузатый» Boeing Dreamlifter создан для перевозки крупных частей лайнера Boeing 787 Dreamliner.

Список продолжают «самолет Судного дня» Boeing E-4 (летающий командный пункт на случай ядерного удара), стратосферная обсерватория инфракрасной астрономии с телескопом, установленным на борт Boeing 747 и даже экспериментальный боевой самолет Boeing YAL-1 с… мощным лазером, который, по задумке создателей, мог сбивать различные летающие объекты. 

Черные пятна в истории

Высокая надежность обеспечила «747-му» хорошую репутацию среди авиакомпаний и пассажиров – среди множества авиационных происшествий можно выделить лишь несколько серьезных катастроф. Увы, большая вместимость самолета в данных случаях приводила и к массовым человеческим жертвам – в основном, это происходило из-за терактов и взрывов на борту. 

Впрочем, крупнейшая по числу погибших авиакатастрофа случилась вовсе не по вине самолета – более того, она произошла на… земле. 27 марта 1977 года из-за атаки террористов на самый крупный аэропорт Канарских островов Гран-Канария все рейсы широкофюзеляжных судов были направлены в Лос-Родеос на острове Тенерифе. В результате он оказался перегружен, потому что в воскресный день пассажирский поток был очень высоким.

Источник: Legion-Media

Внесла сумятицу и резко ухудшившаяся погода, которая снизила видимость буквально до сотни метров. Жесткое трудовое законодательство требовало от пилотов взлета до конца рабочего дня, а нарастающее нервное напряжение привело к перепалкам с диспетчерской службой. Результат оказался плачевным – два «Боинга» 747 авиакомпаний KLM и Pan Am отправили… навстречу друг другу. Столкновение на полном ходу унесло жизни 583 человек – всех, кто находились внутри самолетов.

В 1983 году случилось загадочное происшествие с «Боингом» 747 авиакомпании Korean Air Lines, который отклонился от курса, дважды вторгся в воздушное пространство СССР и был сбит советским истребителем после того, как не отреагировал на требования изменить направление полета. В 1996 году Boeing 747 упал вскоре после взлета в Нью-Йорке из-за взрыва топливного бака. А две последних катастрофы, унесших человеческие жизни, случились с грузовыми «Боингами» в Афганистане и Киргизии. Первая случилась в 2013-м из-за нарушения размещения груза (в Сети легко можно найти жуткое видео), а вторая – в 2017-м из-за ошибки экипажа при заходе на посадку.

Почему Boeing 747 сняли с производства и что будет дальше с «Королевой неба»?

Судьбу «747-го» решили квоты на выбросы углекислого газа, за которые должны платить авиакомпании, низкая топливная экономичность и, соответственно, увеличение стоимости эксплуатации, что неизменно сказывается на цене билетов. Поэтому небо захватывают двухмоторные самолеты. Уже давно снят с производства четырехмоторный Airbus A340, а Boeing 747 смог пережить даже более современный Airbus A380 – выпуск A380 прекратился в 2021 году.

Последний Boeing 747 выпущен 6 декабря 2022 года
Источник: Boeing

Выпуск гиганта 747 стал убыточным, потому что в последние несколько лет спрос оставался лишь на грузовую модификацию Boeing 747-8F – таким и оказался 1574-й, финальный экземпляр «747-го», переданный 31 января 2023 года компании Atlas Air. Завидное долголетие – производство «Джамбо Джета» продолжалось 53 года!

Источник: Legion-Media

Впрочем, эти машины будут эксплуатироваться еще долго. Главный немецкий перевозчик, Lufthansa, продолжает использовать даже Boeing 747-400, а еще в их парке есть 19 свежих Boeing 747-8 – последней модификации «747-го». Несколько «747-х» есть и у авиакомпании «Россия» (включая известный «Тигролет», украшенный мордой амурского тигра). А Iran Air, например, до сих пор летает на Boeing 747-200, выпущенном в 1988 году! Так что, пусть производство «747-х» и прекратилось, мы еще долго будем наблюдать их в небе и в аэропортах!