НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Ctrl+C, Ctrl+V, или cамые странные автомобили-близнецы в истории

13 октября 2024 12:20
Зачем разрабатывать автомобиль самому, если можно обратиться к другому производителю и договориться о выпуске его модели под собственным брендом?

История мирового автомобилестроения помнит бесчисленное множество случаев, когда автопроизводители делились друг с другом своими моделями для выпуска их лицензионных копий под другими марками.

Хотя бывало и так, что сборку машин-близнецов организовывали без ведома создателей их оригинальных версий — на рубеже веков этим нередко грешили развивающиеся молодые фирмы из Китая.

За пределами российского рынка хорошо известные нам модели часто встречаются в совершенно неожиданном амплуа — будь то клон «Соляриса» под маркой Dodge, Audi A4 или Skoda Rapid с логотипами испанского бренда Seat. А как вам электрический УАЗ из Чехии?

Давайте взглянем на самые неожиданные плоды бейдж-инжиниринга и неблагородного копирования лучших (и худших) автомобилей в мировой истории.

Opel Kadett и «Москвич-400»

Отечественная автомобильная промышленность помнит немало случаев, когда очередная новая модель оказывалась копией иностранного аналога — проще перечислить машины, которые были разработаны собственными силами советских инженеров! Но, пожалуй, наиболее интересная история была у первого «Москвича», производство которого стартовало в непростые послевоенные годы.

«Москвич-400» был копией «Опеля», чертежи которого вместе с уцелевшими остатками немецкого оборудования с разрушенного завода в Германии вывозили буквально по крупицам — выпускать довоенные малолитражки КИМ-10 на столичном предприятии уже не могли, поскольку производственные мощности были повреждены, да и документация была частично утрачена.

Выбор пал на Kadett, с которого началась новая жизнь московского завода. Сейчас, к слову, на этом самом заводе после долгого перерыва вновь выпускают автомобили под отечественным брендом — пока, правда, тоже подсмотренные за границей.

ВАЗ-2105 и Premier 118NE

Если с первым советским «Москвичом», который появился в весьма трудное для страны время, все более-менее понятно, то с бесконечными аналогами итальянского седана Fiat 124, которые выпускали буквально по всему миру, история не столь очевидная.

Эти машины под разными именами выпускали в Испании, Турции, Болгарии, Малайзии… И даже в Индии — причем там их производство организовали только в середине 1980-х, когда исходный Fiat уже давно устарел.

Для сравнения: наша лицензионная копия «Фиата», получившая индекс ВАЗ-2101, дебютировала в 1970 году, а его обновленная версия в лице ВАЗ-2105 добралась до конвейера в 1980-м. Неудивительно, что в Индии решили пропустить ранние этапы эволюции модели — седану Premier 118NE сразу достался относительно современный дизайн в стиле советской «пятерки».

Понятно, что обе машины являются копией итальянского «Фиата», и Premier 118NE не был напрямую связан с вазовской «пятеркой», но общие дизайнерские решения у двух клонов, можно сказать, налицо. Хотя индийцы выбрали заведомо сложный путь, поставив на конвейер устаревшую на двадцать лет машину — а выпускали Premier 118NE, между прочим, аж до 2001 года!

УАЗ Хантер, Baijah Taigah и MWM Spartan EV

В 2022 году УАЗ-469 отмечал свой 50-летний юбилей, однако преклонный возраст не мешает ему становиться основой для необычных иностранных проектов. Например, в 2003 году (как раз тогда УАЗ представил обновленную версию внедорожника, получившую имя «Хантер») в Германии была основана компания Baijah Automotive, которая приступила к локальной сборке ульяновских машин.

Классический внедорожник в местной линейке назывался Baijah Taigah, а через несколько лет компанию ему составил более современный «Патриот», который превратился, соответственно, в Baijah Tulos.

А в 2020 году «Хантер» даже перевели на электротягу! Электромобиль на базе старенького УАЗа построила чешская компания MW Motors в городке Штеновице, которая даже провела его ездовую презентацию в России.

MWM Spartan EV (так создатели нарекли электрический УАЗ) получил электромотор с жидкостным охлаждением, который выдает 163 л.с. и 600 Нм, крупный цветной дисплей вместо штатных приборов, а также… пятиступенчатую коробку передач, мосты и трансмиссию с жестко подключаемым передним приводом и двухступенчатой раздаткой.

Daewoo Nexia и Pontiac LeMans

Ни для кого не секрет, что седан Daewoo Nexia был копией модели Opel Kadett (да-да, наследника того самого «Кадета» — вот уж действительно автомобиль на все времена) поколения Е, которая дебютировала в далеком 1984 году.

Kadett E увидел свет сразу в нескольких ипостасях: Opel тогда входил в состав концерна General Motors, руководство которого не стеснялось выпускать одни и те же машины под разными брендами — в разных странах он был известен как Vauxhall, Chevrolet и, конечно, Daewoo.

В конце концов многоликий Opel Kadett E добрался и до США. На местном рынке марку Opel еще помнили по спорткару Opel GT конца 1960-х, однако возвращаться к ней ради маленькой европейской малолитражки маркетологи концерна GM не решились.

Но и экспериментировать с имиджем консервативной марки Chevrolet американцы тоже не хотели, так что в итоге Kadett включили в модельный ряд бренда Pontiac. То есть если у нас автомобиль обрел вторую жизнь как Daewoo Nexia, то в Америке с 1988 по 1993 год его знали под именем Pontiac LeMans. Согласитесь, звучит солиднее.

Hyundai Solaris и Dodge Attitude

В родной Америке марка Dodge создала себе образ этакой брутальной компании, которая специализируется на необузданных масл-карах, внедорожниках и пикапах (хотя формально грузовое подразделение Ram было выделено в отдельный бренд больше десяти лет назад), а вот в соседней Мексике под этой маркой продают буквально все, что под руку попадется.

Яркий тому пример — мексиканский Dodge Attitude второго поколения, который представлял собой переименованный Hyundai Accent (в России эти машины выпускали под именем Solaris). В мексиканском представительстве компании Dodge решили не заморачиваться с подгонкой дизайна машины под корпоративный стиль американского бренда.

Да что там, даже фирменные логотипы Hyundai остались на своих местах! То есть от марки Dodge модели Attitude второго поколения действительно досталось, как говорится, одно название — его предшественнику (тоже Hyundai Accent, но постарше) в свое время хотя бы логотипы заменить не поленились.

Skoda Rapid и Seat Toledo

У испанского бренда Seat, который уже много лет входит в состав концерна Volkswagen, практически все модели в гамме так или иначе имеют аналоги под родственными марками, однако из-за самобытного дизайна и особого позиционирования в структуре немецкого автогиганта, которое нередко только вредило и без того относительно скромным объемам продаж, Seat всегда оставался как бы слегка в стороне от более массовых машин подразделений Audi, Skoda и Volkswagen.

Взять хотя бы лифтбек Seat Toledo четвертого поколения: переднюю часть кузова создатели оформили в стиле хэтчбека Ibiza, а дизайн кормы навевал ассоциации со старшими моделями Leon и Altea XL. Но общий силуэт кузова и линия остекления выдавали в испанском лифтбеке пятидверку Skoda Rapid, которую до прошлого года выпускали в том числе и в России.

Европейский рынок принял Toledo с прохладцей — Seat за много лет обрел образ производителя темпераментных автомобилей, в то время как практичные машины всегда оставались уделом чешской марки. И если Rapid в лучшие годы расходился тиражами по 175 тысяч машин, то Toledo в своем рекордном 2013 году нашел всего лишь 22 тысячи покупателей.

Audi A4 и Seat Exeo

Раз уж мы заговорили про Seat, то грех не вспомнить и про необычный Seat Exeo. Он появился еще в 2008-м, на четыре года раньше Toledo четвертого поколения, причем в тогдашнем модельном ряду испанского бренда он должен был занять место флагмана.

Но в качестве основы для нового большого «Сеата» создатели взяли готовящееся к отставке семейство Audi A4 поколения B7 — выбор, прямо скажем, довольно спорный. Причем не только в силу возраста исходного автомобиля.

В спешке переработанный с двух концов кузова экстерьер не мог скрыть черты Audi — аляповатый Exeo (который, к слову, был доступен как в виде седана, так и в кузове универсал Exeo ST) выглядел как A4 с деталями от модели Leon. Надо ли говорить, что фирменный холодный стиль Audi совершенно не шел испанской машине, которая должна была стать лицом марки Seat и основным двигателем продаж?

Неудивительно, что продажи были очень вялыми — не способствовало повышению спроса и отсутствие в линейке аналога полноприводной модели A4 quattro (Exeo был предложен исключительно с передним приводом), модификации с открытым верхом и S-версии с двигателем V8, не говоря уже про безумные модели с приставкой RS.

Subaru Forester и Chevrolet Forester

Что может быть общего у Subaru и Chevrolet? Мало кто помнит, но в начале 2000-х General Motors и Subaru выпустили несколько «совместных» моделей, хотя степень инженерного вмешательства с той или иной стороны в большинстве случаев ограничивалась лишь сменой шильдиков.

Началось все в конце 1999 года с покупки американским концерном 20,1% акций японской корпорации Fuji Heavy Industries, в состав которой входила компания Subaru. Японцы надеялись закрепиться в Европе, а в GM хотели нарастить свое присутствие на рынках Азии (а именно в Японии и Индии), но, увы, ничего путного из этого сотрудничества не вышло.

Руководство GM принялось переводить набиравшие популярность в США автомобили Subaru под свои бренды, а работа в Азии была оставлена на второй план. Примером крайне нелепой попытки выйти на новый рынок стала презентация кроссовера Chevrolet Forester в 2003 году.

Subaru Forester с логотипами Chevrolet стал первой моделью американского бренда на индийском рынке, где прежде GM продавал только автомобили марки Opel. Но американцы довольно быстро поняли, что популярный у американских покупателей Forester в Индии спросом не пользуется — осенью 2005 года GM продал акции Fuji Heavy Industries, а местное подразделение концерна сконцентрировалось на продаже бюджетных малолитражек Chevrolet корейского происхождения.

Land Rover Discovery и Honda Crossroad

Еще один пример сотрудничества двух непохожих друг на друга компаний, которое привело к созданию нескольких странных автомобилей. Вторая половина 1970-х выдалась непростой для британской компании Rover — материнский концерн British Leyland испытывал серьезные финансовые трудности, а новый флагманский Rover серии SD1, на разработку которого компания потратила много денег, страдал от проблем с качеством сборки и быстро начал терять интерес со стороны потенциальных покупателей.

Британцы бросились искать партнеров в Европе и Америке, которые могли бы помочь им с разработкой новых моделей, и в 1978 году они их нашли. В Японии. Следующие 15 лет Rover и Honda провели вместе — тонущий Rover смог удержаться на плаву в трудный для британской промышленности период, а для японцев открылась дорога на Туманный Альбион. Первое время Rover продавал на домашнем рынке перелицованные «Хонды», а затем компании приступили к совместной разработке моделей и даже предприняли попытку вернуть британцев на рынок США с новым брендом Sterling.

Honda неохотно бралась за продажу капризных британских машин под своим брендом, однако Land Rover Discovery стал исключением — японская версия внедорожника называлась Honda Crossroad. В Японии Crossroad преподносили как очень способный и выносливый автомобиль для бездорожья, хотя нетипичные для продукции компании Honda проблемы с качеством его не избежали. Любопытно, что Crossroad в то время (с 1993 по 1998 год) был единственной «Хондой» с мотором V8 — даже у NSX был V6.

Mercedes-Benz G-класса и Peugeot P4

У «Гелендвагена» в ранние годы выпуска было очень много разновидностей даже в рамках гаммы компании Mercedes-Benz, которая выпускала гражданские версии внедорожника параллельно с армейскими модификациями.

А уж сколько имен успел сменить «Гелендваген» на других рынках — не сосчитать! Многие автомобили первой серии увидели свет под австрийской маркой Puch, которая была известна по совместным проектам с крупными мировыми автопроизводителями, однако существовала и версия под маркой Peugeot.

Внедорожник Peugeot P4 создавался для военных нужд Франции. Двигатели, трансмиссии и электрику предоставляла компания Peugeot (она же занималась сваркой и окраской кузовов), а все остальные комплектующие поставлял Mercedes-Benz — при этом финальная сборка производилась на заводе во французском Сошо.

Внешние отличия сводились к оптике (у P4 были квадратные фары и оригинальный блок поворотников и габаритных огней), а еще внедорожный Peugeot, в отличие от исходного «Гелендвагена», потерпел неудачу на гражданском автомобильном рынке.