НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

DeLorean отмечает День рождения: 5 фактов, о которых вы не знали

23 января 2023 17:45
В конце января 1981 года молодая и амбициозная компания DeLorean Motor Company (DMC) начала серийный выпуск двухдверных спорткаров DMC-12. Хороший повод вспомнить реальную историю знаменитой машины времени из кинотрилогии «Назад в будущее», которая в свое время стала автомобильным символом коммерческого провала.

У автомобильного инженера Джона Делореана, который дослужился до главы компании Chevrolet, важнейшего подразделения концерна General Motors, всегда была мечта — построить собственный автомобиль, проект которого не нужно было бы отстаивать в спорах с бюрократами из отделов разработки, маркетинга и других подразделений GM. После блестящей карьеры, которую Делореан строил в корпорации на протяжении 17 лет, он основал DeLorean Motor Company.

24 октября 1975 стало памятной датой для DMC — в этот день компания Джона Делореана официально начала работу. До своего банкротства она просуществовала всего лишь 7 лет и 2 дня, однако за это время DeLorean Motor Company успела создать автомобиль с кузовными панелями из нержавеющей стали, который, несмотря на все свои недостатки, оставил яркий след в истории. И все-таки что же она умалчивает об этой необычной машине?

Расшифровка индекса DMC-12

Тут все довольно просто: DMC это аббревиатура названия фирмы-производителя, а цифра 12 символизировала стартовую цену на броский спорткар, которая должна была составить всего лишь 12 тысяч долларов. Этот ориентир был установлен в середине 1970-х, когда компания разрабатывала первые прототипы — Делореан, будучи опытным менеджером, который на организации производства новых моделей концерна GM собаку съел, планировал начать серийный выпуск автомобилей имени себя буквально через пару лет после основания компании.

Увы, проблемы с поиском поставщиков автомобильных компонентов, организацией работы производственной площадки, денежная инфляция и бесконечные задержки на этапе разработки серийной версии машины вынудили Делореана неоднократно поднять стартовую цену, которая в итоге составила аж 25 тысяч долларов. Отчасти поэтому на товарных машинах индекс DMC-12 уже никак не фигурировал.

Слабый мотор

Ни для кого не секрет, что внешность часто бывает обманчива. DeLorean — отличное тому подтверждение: по плану, среднемоторной модели DMC-12 должен был достаться относительно компактный и при этом мощный роторный двигатель фирмы Comotor из Люксембурга, однако время внесло свои коррективы. Нефтяной кризис 1973 года стал приговором для производителя перспективных, но не самых экономичных двигателей, поэтому Делореан начал искать новый агрегат.

Вариантов было много, однако в итоге выбор пал на 2,8-литровый двигатель V6 PRV разработки компаний Peugeot, Renault и Volvo. Мотор выдавал всего 132 л.с. и 207 Нм, а вдобавок он вынудил инженеров сдвинуть его назад — туда, где планировалось уместить роторный агрегат, новый двигатель уже не влезал. Поэтому вместо среднемоторной компоновки автомобилю досталась заднемоторная. И динамика, увы, тоже не впечатляла — разгон до 100 км/ч занимал около десяти секунд, а заветные 88 миль в час (142 км/ч) из трилогии про путешествия во времени были чуть ли не предельной скоростью серийного спорткара. Для съемок фильма даже пришлось искать новый спидометр — заводской был размечен всего лишь до 85 миль в час!

Джон Делореан строил машину под себя

Харизматичный кузов с подъемными дверями типа «крыло чайки» был выбран не только для эффектного внешнего вида автомобиля (над дизайном работали специалисты ателье Italdesign), но еще и по другой, вполне прагматичной причине. Джон Делореан был настоящим автомобильным энтузиастом, но далеко не по всех спорткарах с тесными салонами он чувствовал себя комфортно. За рулем некоторых машин он толком не помещался из-за своего внушительного роста, который достигал без малого 195 сантиметров.

Подъемные «крылья чайки» облегчали посадку и выход из-за руля высоким людям вроде самого Делореана, а вдобавок в верхних частях дверей с внутренней стороны были сделаны специальные выемки, которые добавляли место над головами водителя и пассажира. Хотя невысокие водители тоже не страдали — для закрытия дверей, которые в открытом положении взмывают высоко вверх, были предусмотрены специальные свисающие хлястики. К слову, актер Майкл Джей Фокс, который играл главного героя трилогии «Назад в будущее» ими и пользовался — его рост лишь слегка превышает 160 сантиметров.

DeLorean был выбран для роли машины времени вместо холодильника

Раз уж мы заговорили о кино, пора прояснить историю с выбором машины для съемок фильмов «Назад в будущее». Изначально в истории о путешествиях во времени вместо автомобиля роль фантастической машины должен был играть… холодильник. Однако ближе к началу работ над созданием первой киноленты холодильник решили заменить на что-нибудь другое — начали опасаться, что дети под впечатлением от просмотра фильма начнут закрываться в своих домашних холодильниках, пока родителей нет дома.

В конце концов выбор пал на автомобиль. И эффектный DeLorean, который перестали выпускать за пару лет до выхода фильма в кино, подходил как нельзя лучше. Дело было не только в футуристичном дизайне кузова с панелями из нержавеющей стали — DeLorean Motor Company обанкротилась как раз перед началом съемок, а это значит, что в договоренностях с представителями автомобильной фирмы для того, чтобы получить добро на использование их машины в кино, уже не было никакой необходимости. Хотя реклама для почившей компании получилась потрясающая — на вторичном рынке эти машины (за два года было выпущено лишь около девяти тысяч двухдверок) с руками отрывали.

Производство машин пришлось остановить из-за истории с наркотиками

Руководители концернов американской «большой тройки» (в том числе и родной для Делореана General Motors) в основателе компании DMC видели очередного выскочку, который решил откусить кусок от их пирога американского автомобильного рынка. Проблемы с организацией производства, неважным качеством сборки (выпускали машины в Северной Ирландии), двукратным повышением стартовой цены и весьма посредственными моторами были им только на руку — и когда упорный Делореан все-таки смог поставить свой автомобиль на конвейер, в кабинетах топ-менеджеров больших компаний начались волнения.

Джон Делореан повторил судьбу печально известного Престона Такера, который начал наступать на пятки «Форду», «Крайслеру» и GM, организовав производство по-настоящему революционных и прогрессивных автомобилей Tucker в послевоенной Америке. Его начали заваливать судебными исками, на которые Такеру пришлось потратить целое состояние. После банкротства Такера с него резко сняли все обвинения. Аналогичным образом начали «мешать» и Делореану — вокруг него разразился скандал с обвинениями по делам о контрабанде наркотиков, который вынудил его отойти от дел. После банкротства DMC Делореана, конечно, оправдали. Но спасать уже было нечего — компания разорилась, и Делореану пришлось навсегда забыть о своих амбициозных планах.