«Выход из ада…», — вижу я на экране приборного щитка, который будто намекает, какая роль уготована «Москвичу» на российском автомобильном рынке, впервые за свою историю буквально провалившемся в тартарары. Уже в следующем году бывший завод «Renault Россия» планирует выпустить 50 тысяч машин — и это на фоне того, что «АвтоВАЗ» не дотянулся и до 90 тысяч в 2022-м! Не слишком ли оптимистично?
Китайская родословная
Про «Москвич» в этом году говорили из каждого утюга, событие обсуждают даже люди, настолько далекие от автомобилей, как Сатурн — от Земли. Неудивительно, ведь власти не решили построить на месте автогиганта очередной жилой комплекс, а всеми силами постарались вдохнуть туда жизнь после ухода Renault из России.
Партнерами оказались китайцы из JAC. Почему именно они? Все просто — JAC сотрудничает с «КАМАЗом» в направлении коммерческого транспорта, а предприятие из Набережных Челнов связали в технологический симбиоз с «Москвичом». Впрочем, про «КАМАЗ» пока говорить рано, потому что кроссовер «Москвич 3» — это не что иное, как родственник JAC JS4, который даже успел добраться до нашего рынка под собственным именем, но отныне будет продаваться под маркой «Москвич».
По своим габаритам «Москвич 3» чуть крупнее некогда популярных кроссоверов Hyundai Creta и Renault Duster, а дизайн отличается от китайского прототипа только логотипами возрожденной марки. И нельзя сказать, что это плохо! Машина выделяется угловатыми формами, острыми линиями светодиодных секций дневного света и задних фонарей, броскими выштамповками на боковинах и поясом из некрашенного пластика, призванного защищать от мелких царапин.
Неплохо выглядит и салон, который даже вызывает некоторую ностальгию из-за того, что перед водителем находится классический приборный щиток вместо большого экрана и есть нормальный рычаг коробки передач, а не новомодные джойстики или шайбы. Есть ниши в «двухэтажном» центральном тоннеле, удобные карманы в дверях, куда умещаются бутылки объемом до 1,5 литра, два зеркальца в козырьках, сохранили и нишу для очков на потолке. Верхняя часть пластика обшита кожзамом, а на дверях подсвечены кнопки, чего до недавних пор не было у некоторых японцев и корейцев.
Но у руля нет регулировки по вылету, а подушка сиденья коротковата — удобно устроиться смогут только водители среднего роста. Валики боковой поддержки смотрятся грозно, однако в поворотах из кресла «вываливаешься». Есть кое-где и мелкие огрехи сборки — кривые швы, вздувшаяся площадка у центральной консоли. Мультимедийный комплекс с 10-дюймовым экраном имеет поддержку Apple CarPlay и Android Auto, но интерфейс устарел, а сама система тормозит и с запаздыванием реагирует на касания.
Хватает и «ляпов» в переводе на русский — как вам предупреждение: «Ремень второго пилота не пристегнут»? А вот отдельный блок управления климатом и музыкой (пусть и сенсорный) — это хорошо! И места сзади достаточно (центральный тоннель почти отсутствует), есть откидной подлокотник, 2 USB-зарядки и дефлекторы системы вентиляции. Но слишком податливые крайние секции дивана — это что, отсылка к классическим «Москвичам»?
«Москвич» с турбонаддувом
Кто бы мог подумать, что первой серийной легковушкой российской марки с турбированным бензиновым двигателем станет китаец, сменивший «прописку»? Под капотом — мотор объемом 1,5 литра мощностью 150 л.с. Максимальный крутящий момент 210 Нм «размазан» в диапазоне 2000−4500 об/мин. Вполне достаточно для кроссовера массой 1440 кг.
Но и здесь нужны доработки. Мотору не хватает тяги на низах, а отклики на газ медленные даже у машин с механикой. Динамику на короткой трассе (да-да, мы тестировали «Москвич» на гоночном треке!) замерить не удалось, да и покрытие было скользким, но по ощущениям и предварительным данным (официальных технических характеристик пока нет) стоит ждать цифр в районе 11 секунд до сотни. Кстати, двигатель официально можно заправлять «92-м» бензином.
Мокрый снег не позволил оценить предельные возможности шасси, а при превышении скорости входа в поворот «Москвич» начинает плавно выскальзывать наружу, чему тут же препятствует система стабилизации. Единственное к ней нарекание — она грубовато работает на выходе, если слегка переборщить с газом.
Была на тесте и версия с вариатором — здесь управлять тягой удобнее, чем с механикой (как ни странно), но сама коробка не умеет имитировать смену «ступеней», поэтому на разгоне приходится слушать монотонный вой двигателя, «зависшего» на одних оборотах. А при сбросе газа машина еще продолжает с секунду разгоняться. В спортрежиме картина строго противоположная — сброс получается слишком резким.
Конечно, для окончательных выводов нужно провести полноценный тест-драйв, включая движение на высоких скоростях по шоссе и по плохим дорогам. И пусть за рулем «Москвича» нет ощущения, что тебе подсунули полуфабрикат, как это было во время теста электромобиля Skywell ET5, но машина требует серьезных доработок иного формата.
Что нужно сделать?
В первую очередь дело касается адаптации к российским условиям. Сейчас на заводе методом крупноузловой сборки прикручивают к кузову силовой агрегат, подвески, выхлоп и колеса и приклеивают шильдики «Москвич» — все это приходит из Китая в неизменном виде. Дорожный просвет 170 мм и 4-литровый бачок для стеклоомывающей жидкости еще можно назвать достаточными для городского кроссовера, а вот отсутствие обогревов сидений, руля, форсунок омывателя и лобового стекла, а также всего 20% оцинкованных кузовных панелей в плюсы никак не записать — в народе снова пойдут шутки про «Москвичи-2141», которые не славились коррозионной стойкостью.
Впрочем, подогрев передних сидений появится вместе с флагманским исполнением, где будут камеры кругового обзора, салон из искусственной кожи, электропривод двери багажника, светодиодные фары и набор «пассивных» ассистентов водителя, которые предупреждают о пересечении линий разметки или препятствии впереди, но не вмешиваются в управление. А пока «Москвичи 3» доступны в единственной комплектации, отгрузки 11 столичным дилерам начнутся уже завтра, а до конца года число шоурумов доведут до 23 (включая и региональные).
Пятая часть из запланированного на следующий год объема придется на электромобили «Москвич 3e». А вот базового атмосферного 1.6 пока не будет — «Москвич» с этим двигателем сертифицирован, но в продажу его выводить не собираются из-за безальтернативной механической коробки передач. Главная задача предприятия — как можно быстрее перейти на полноценное производство со сваркой и окраской кузовов.
К счастью, на заводе сохранился штат инженеров Renault, которые занимались подготовкой «Дастера» и «Арканы» к российским условиям. В их компетентности у нас нет ни малейших сомнений, а потому ждем оперативного устранения «косяков». Иначе план в 50 тысяч машин и «Выход из ада…» выполним только при государственных закупках, о которых уже рассказал Максим Ликсутов — заместитель мэра Москвы и руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Кстати, зловещая надпись — это всего лишь меню адаптивного круиз-контроля, которого у машины вообще нет.