Кто придумал трейд-ин?
Trade-in пришел к нам из-за океана — он повторяет схемы продаж американских дилеров, которые привлекают клиентов возможностью быстро засчитать стоимость старого автомобиля в качестве уплаты первого взноса за новый. Дословно это выражение в переводе с английского означает «торговля между» или взаимозачет (само по себе слово trade переводится как «торговля», «сделка»). Нередко в США за подержанные автомобили в официальных дилерских центрах платят столько же, как с рук, или даже чуть больше рыночной цены, стараясь удержать клиента. Однако затем при перепродаже авто, а также при выделении кредитного и страхового продукта эти затраты окупаются с лихвой.
Старое авто увозят на площадку для хранения и продажи автомобилей с пробегом, а бывший владелец уезжает домой на новой машине. Чаще всего такой выкуп применяется для автомобилей одной марки, однако он практикуется разными салонами для принятия в зачет модели любого бренда, лишь бы транспортное средство подходило по году, пробегу и соответствовало техническим требованиям автосалона.
Условия программы трейд-ин
Программы обмена авто почти полностью скопированы нашими дилерами со схемы западных компаний, с поправками на российские реалии ведения бизнеса. Правда, цена взаимозачета до сих пор ниже рыночной, что не нравилось клиентам, но в последние годы дилеры, чтобы заполучить подержанную машину, стараются идти навстречу покупателям. Им важно заинтересовать клиентов, привязать их к дилерскому центру, убедив привозить автомобили на фирменный сервис, а также помочь оформить кредит с рядом дополнительных платных программ. Словом, американский trade обрусел, и теперь мы можем наблюдать российский «трейд» во всей красе.
Принимать участие в программах обмена автомобилей с пробегом на новые могут все граждане России, достигшие совершеннолетия.
Какие автомобили нельзя сдавать в трейд-ин?
Для обмена старого автомобиля на новую модель, привезенное в автосалон транспортное средство должно отвечать ряду условий и характеристик:
- Это должен быть легально зарегистрированный автомобиль, не имеющий обременений и с чистой юридической историй — проверить это можно в специальных базах данных;
- Машина не должна быть в залоге у банка и иметь ограничения на регистрационные действия;
- Дилеры не принимают авто, если за ними числятся крупные штрафы;
- Комплектация автомобиля должна быть полной, то есть все стекла, двери, «запаска» и устройства должны быть на своих местах;
- Автомобиль должен быть исправным и не иметь серьезных повреждений, влияющих на его эксплуатационные характеристики;
- Кузов авто не должен иметь повреждений, затрагивающих выгравированный VIN-номер;
- У ряда дилеров есть ограничения по возрасту автомобиля и по его пробегу;
- Иногда дилеры не хотят брать автомобиль, если посчитают его неликвидным, однако такие случаи редки;
- Автомобиль должен быть свободен от любых прав и притязаний со стороны третьих лиц;
- Автомобиль не должен находиться в совместной или долевой собственности;
- Нельзя сдавать автомобили по генеральной доверенности.
Но бывает и так, что дилеры делят бренды на категории — до недавних пор на официальных сайтах представительств зарубежных компаний можно было встретить целые списки с марками, автомобили которых при обмене ценятся выше, чем остальные. Однако примеры такого холодного расчета попадаются и сегодня. К примеру, на сайте Exeed преимущество при обмене автомобиля премиум-класса (марки не уточняются, но, вероятно, речь идет про Audi, BMW, Mercedes-Benz, Lexus и Land Rover) на новую модель молодого китайского бренда составляет на 25-40% процентов больше, чем при сдаче автомобиля марки Lada, Ford, Renault, Nissan, Mitsubishi, Volkswagen или, скажем, Toyota.
Продукция корейского концерна Hyundai тоже ценится не очень высоко — ни Kia, ни Hyundai при покупке нового «Эксида» не котируются. А вот седан Genesis G90 вполне может пройти в премиум-категорию, в отличие от своего родственника по концерну в лице условного седана Hyundai Solaris. За статус таких «пограничных» марок, которые претендуют на более высокие скидки за счет отдельных дорогих моделей (этим грешит и Genesis, и Jeep с Volvo, и еще множество других брендов) отвечает конкретный дилерский центр — собственно, к ним для уточнения объема скидки при сдаче дорогих автомобилей с пробегом и предлагают обращаться в компании Exeed.
Почему нельзя сдавать машину в трейд-ин по доверенности?
Этот пункт требований объясняется тем, что генеральная доверенность позволяет продавать автомобили, но не отчуждать деньги. Вырученные средства формально принадлежат юридическому собственнику транспортного средства, который выписал доверенность. Следовательно при сдаче машины в салон новый автомобиль юридически должен оформляться только на старого владельца, который указан в доверенности.
Какие выгоды имеет клиент автосалона?
Для автомобилистов система обмена выгодна по нескольким причинам:
- Экономия времени и быстрота сделки. Порой покупки автомобиля бывают эмоционально импульсивны, и клиенту иногда хочется отдать свою машину и уехать домой на новой.
- В дилерском центре помогут оформить кредит и зарегистрировать новое транспортное средство в ГИБДД, что тоже позволяет клиенту сэкономить время.
- Старый автомобиль, который идет в зачет покупки нового, не требуется готовить к продаже, натирать до блеска кузов и заказывать химчистку салона. Это сделает дилерский центр. При этом, диагностика авто производится тоже за счет дилера.
- Сокращается риск криминальных эксцессов при общении с незнакомыми людьми при продаже авто. На вторичном рынке расплачиваются в основном наличными, и продавцу приходится рисковать, перевозя большие суммы денег.
- Новый автомобиль предлагается взять со скидкой, если старый продается через систему обмена.
Обмен старой машины на новую в первую очередь выгоден жителям больших городов, которые ценят время и не могут тратить дни на поиск выгодных покупателей. Порой затраты на такой поиск гораздо больше, чем потеря цены при оценке авто дилерским центром.
Как можно сдать свой автомобиль в трейд-ин?
Сначала покупатель должен определиться с маркой и комплектацией автомобиля, которые он хочет купить, и в зависимости от условий, предлагаемых дилерскими центрами, выбрать наиболее подходящий вариант приглянувшейся модели.
Затем потребуется связаться с менеджером автосалона, рассказать о желании купить машину взамен старой и договориться о встрече.
Предварительную оценку имеющейся в собственности машины можно провести по телефону, назвав ее пробег, год выпуска и описав техническое состояние. Дилер назовет «вилку» цены. Окончательный ответ дается после диагностики и проверки юридической истории в специальных базах данных.
Если техническое состояние идеально, то авто с пробегом приобретается дилером в зачет стоимости новой модели по цене примерно на 10% ниже рыночной.
Если есть технические неисправности, то цена опускается на величину стоимости ремонтных работ — такие автомобили выгоднее ремонтировать самостоятельно, до передачи в салон.
Мастера оценивают подвеску авто, осматривают рычаги, сайлент-блоки, шаровые опоры и прочие узлы. Двигатель и коробка проверяются на диагностическом стенде.
Если их состояние удовлетворяет дилера, то менеджер автосалона по согласованию с начальством предлагает заключить договор.
Какие документы потребуют от автовладельца при сдаче машины в трейд-ин?
Как правило, для сдачи авто с пробегом в дилерский центр не требуется снимать его с учета. Поэтому можно приехать со старыми номерами и захватить с собой комплект документов:
- Оригинал бумажного ПТС;
- Свидетельство о регистрации (СТС);
- Сервисная книжка с пометками о прохождении технического обслуживания, если машина на гарантии;
- Российский паспорт собственника;
- Полис ОСАГО.
Соглашение о сдаче старого автомобиля в обмен на новый оформляется как договор купли-продажи. Документ не требует нотариального заверения и подписывается участниками сделки. Автосалон выступает как юридическое лицо, поэтому на бланке ставится печать и подпись руководителя компании. Причем в договоре указывается сумма продажи.
После подписания документов авто с пробегом отправляется на стоянку, а клиент вместе с менеджером занимаются оформлением документов на новую машину.
Нужно ли снимать сданную в трейд-ин машину с регистрации в ГИБДД?
Как правило, дилеры не снимают выкупленные автомобили с регистрации, они продолжают числиться за старыми владельцами. И если дилеры не могут продать их быстро, то владельцам придет транспортный налог в полном объеме.
Поэтому сразу после продажи не будет лишним явиться в отделение Госавтоинспекции и написать заявление о снятии своего старого автомобиля с учета в связи с продажей. Для этого потребуется показать оформленный в дилерском центре договор КП.
Плюсы трейд-ин
Работа с официальным дилером хороша тем, что в разы сокращает время поиска покупателя на старый автомобиль. Если ранее на реализацию семилетней машины бюджетного сегмента уходило примерно четыре недели, а на продажу премиальной модели два месяца, то дилеры готовы заключить сделку за один день.
Не будут дилеры прибегать и к сомнительным схемам.
От лица дилера действует один менеджер, который обладает достаточными полномочиями, чтобы не только оформлять документы, но и договариваться об условиях сделки. Он может предоставить скидку на новую модель или немного скорректировать цены старой машины, чтобы угодить клиенту. Trade во всей красе!
Какие минусы есть у трейд-ин?
Главный недостаток передачи автомобиля с пробегом для покупки нового — это заведомо заниженная стоимость старого автомобиля. Нередко разница между продажной ценой на вторичном рынке и в трейд-ин составляет 15%. В редких случаях авто забирают по цене на 10% ниже рынка. Однако эти потери могут компенсироваться скидкой на новую модель и льготными программами кредитования.
Также данная схема обмена вызывает неудовлетворение скептическим отношением к комплектации автомобиля. Разница между «голой» машиной и хорошо оснащенной минимальна. Дилеры сознательно не обращают внимание на дорогие сигнализации, музыкальные установки и прочие усовершенствования. Порой наличие дополнительных опций даже является негативным фактором, отпугивающим покупателей. Многие не доверяют нештатной «музыке» и прочим внедренным в центральную шину устройствам.
Не принимают дилеры и тюнингованные автомобили с нестандартными обвесами, на нештатных дисках и с прочими внешними усовершенствованиями. Все это оборудование придется безжалостно снять, потому как иначе невозможно будет поставить такую машину на учет.
Кто работает по системе трейд-ин?
Дилерский центр гарантирует юридическую чистоту договора и не будет прибегать к мошенническим схемам при оформлении документов. Правда, это относится к официальным дилерам, которые давно работают с крупными мировыми производителями и подчиняются внутреннему распорядку головной компании.
Узнать такие салоны можно по внешнему оформлению и по фирменной стилистике торгового зала. Заодно можно поинтересоваться у сотрудников дилерского центра, с кем из именитых брендов они сотрудничают. Корпоративные правила и российские представительства автомобильных компаний следят за уровнем работы представителей дилерских сетей.
Работают по данной схеме и другие компании, которые ведут бизнес от своего имени. С такими автосалонами время от времени случаются проблемы. Бесконтрольность порождает хитрость и изворотливость, из-за чего жалоб на такие торговые центры намного больше, чем на официальные дилерские сети, для которых «трейд» не только приносит доход, но и влияет на построенную за годы хорошую репутацию. Поэтому перед обращением к продавцам машин не будет лишним навести о них справки онлайн и посмотреть отзывы в интернете. После обмена автомобиля не будет лишним тоже оставить отзыв о работе компании.