Наверняка любой из вас видел, как ярко разукрашенные машины с эффектными антикрыльями несутся боком по трассе с клубами дыма из задних колесных арок. Или хотя бы были свидетелями, как молодежь на «Жигулях» пытается выполнить нечто подобное на парковках торговых центров во время снегопадов. Людям непосвященным это совершенно не кажется автоспортом, но оказалось, что дрифт – это серьезные соревнования, а RDS – один из самых сложных чемпионатов в мире. Рассказываем, по какой причине!
С чего начался дрифт
Еще Энцо Феррари отмечал стиль гонщика Тацио Нуволари, который в конце 30-х годов прошлого столетия заносил больше скорости в поворот и выставлял машину боком. Схожее прохождение поворотов типично для ралли и гонок на скользких покрытиях – особенно во времена, когда большинство машин там было с задним приводом, а японец Кунимицу Такахаси умудрялся «дрифтить» даже на мотоцикле. Логично, что этот прием управления автомобилем в 80-х годах подхватили как раз в Стране восходящего солнца – по ночам молодежь устраивала нелегальные заезды по горным дорогам (так называемым «тоугэ»).
Зрелищные гонки часто заканчивались авариями, что только привлекало отчаянных сорвиголов, невзирая на все проблемы с полицией. Популяризации новой культуры способствовало и развитие японского автопрома – появлялись все более мощные заднеприводные модели: Nissan Silvia, Mazda RX-7, Toyota Supra, Nissan Skyline, а одной из культовых машин стала знаменитая «Хачироку» – Toyota Sprinter Trueno/Corolla Levin серии AE86 конца 80-х годов.
Любил «Хачироку» и японец Кейити Цутия. Он начал свою карьеру с региональных гонок, затем попал в местный кузовной чемпионат и Формулу 3, но его призванием был дрифт – из-за участия в нелегальных заездах даже приостановили действие гоночной лицензии. Впрочем, это не помешало Кейити в дальнейшем соревноваться в весьма конкурентоспособной серии JGTC и даже дважды стать победителем в своих классах в легендарном марафоне «24 часа Ле-Мана»!
Но звание «Король дрифта» он заслужил, конечно, не в кольцевых гонках. Всю жизнь Цутия посвятил развитию новой дисциплины, стал консультантом и прообразом одного из персонажей культовой манги Initial D 1995 года, ведущим популярного шоу Best Motoring, со-основателем японского чемпионата D1 Grand Prix, выпустил свою «Библию дрифта» и даже появился в фильме «Тройной Форсаж: Токийский дрифт».
Конечно, дрифт стал популярным не только в Японии, но и по всей планете – создавались американские (Formula Drift) и европейские серии (Drift Masters), причем местные гонщики традиционно отдавали предпочтение «локальным» автомобилям. В США это были Ford Mustang, Chevrolet Corvette и даже Dodge Viper, а в Старом Свете предпочитали модели BMW и Mercedes-Benz.
Как вышло, что одна из лучших серий мира проводится в России?
Первые робкие попытки «валить боком» у нас начались еще начале 2000-х годов на Дальнем Востоке (на картодроме Змеинка) и в Сибири – сказалась близость к Японии и популярность праворульных автомобилей – а катализатором стали игры серии Need For Speed и, конечно, тот самый «Тройной Форсаж». Мощные, красиво раскрашенные машины, которые с дымом от шин проносились в сантиметрах от бетонных ограждений засели в головах молодежи.
В 2007 году в Красноярске открыли трассу «Красное кольцо», конфигурация которой очень хорошо подходила для дрифта. А уже в 2010-м Тимофей Кошарный и Дмитрий Семенюк основали РДС – Российскую Дрифт Серию. С тех пор пошло бурное развитие – опытные сибирские гонщики обеспечивали отличное шоу, а появление новых автодромов разнообразило календарь. Дрифт постепенно вырастал из фанатских покатушек в полноценный спорт.
RDS развивалась, а главным толчком вперед стало появление в серии Дмитрия Добровольского – он стал ее руководителем в 2015 году. И уже тогда RDS могла похвастать громкими именами – Георгий «Гоча» Чивчян и Аркадий «Царь» Цареградцев в одну калитку выигрывали в «сибирском» чемпионате и явно его переросли.
Так что появление в 2018 году серии RDS GP – это логичный шаг. Никакого разделения по регионам – только лучшие из лучших со всей России плюс международные пилоты. Да какие! Вызов нашим гонщикам бросили даже Дайго Сайто и Масато Кавабата – чемпионы японской D1 GP. Впрочем, остановить Чивчяна не смогли и они – «Гоча» выиграл и в 2018-м, и в 2019-м.
А самыми драматичными можно назвать прошедшие два сезона RDS GP. В прошлом году с первой же попытки чемпионом стал ирландец Джек Шанахан (победитель British Drift Championship), а тройку замкнул его соотечественник Джеймс Дин, который прежде выиграл почти все дрифт-серии, в которых участвовал – чего стоят только его 3 титула в европейской Formula D. Причем приглашенных звезд в итоге разделило всего 8 очков, а между ними расположился Георгий Чивчян, которому не хватило всего 3 баллов до первого места. И это на фоне 1140 очков у лидера – фантастическая плотность!
За что начисляют баллы в дрифте?
Дрифт в 2020 году официально признан спортивной дисциплиной в России, но значительно отличается от других видов автоспорта. Если в других гонках есть четкое понимание – кто пересек линию финиша первым, тот и победил – то дрифт можно сравнить с фигурным катанием. Здесь оценки выставляют судьи!
Это лишь на первый взгляд кажется, что мимо тебя пронеслась пара машин и устроила дымовую завесу. На брифинге пилотам выдается судейское задание – каждый отрезок дистанции нужно проезжать в строгом соответствии с ним: сохранять определенный угол заноса, располагать машину на трассе так, чтобы коснуться зоны «touch-and-go», не вылетать за границы полотна и показать хорошую скорость и стиль прохождения.
После квалификации (каждому гонщику дается по 2 попытки) формируется сетка топ-32, и начинаются парные заезды. Это одновременно и самая зрелищная часть, и самая сложная. Лидеру нужно повторить судейское задание, а преследователю – точно повторять действия ведущего и при этом находиться максимально близко к нему.
Затем роли меняются. Если невозможно выявить победителя по итогам одного «хита» (двух парных прохождений), то судьи назначают перезаезд. Лучшие отправляются по сетке до самого финала, а проигравшие выбывают из соревнований. В этом и кроется главная сложность дрифта – одна малейшая ошибка при такой плотности результатов может повлиять на исход всего чемпионата.
Какие машины у лидеров RDS GP?
Большинство топ-пилотов ездят на японской технике. Классика жанра – Nissan Silvia S15 с «тойотовским» 3-литровым мотором 2JZ-GTE. Цареградцев «дает угла» на купе Nissan Fairlady Z (370 Z), а Евгений Лосев не изменяет своему старому седану Toyota Mark II. Но в последние годы есть и некоторое разнообразие в виде различных BMW и российского суперкара Flanker F.
Либеральный технический регламент позволяет менять фактически все! Главное – чтобы под капотом был двигатель внутреннего сгорания, трансмиссия была заднеприводной, а ширина шин соответствовала диапазону массы автомобиля. Дальше полет фантазий не ограничен ничем. 7-литровый V8 от «Корвета» – в компактной BMW 2-й серии? Запросто! Мотор от «Ниссана» GT-R – во «Фланкере»? Нет проблем!
Кузова целиком из углепластика, секвентальные гоночные коробки передач, измененная кинематика подвески, расширенные арки и огромный угол поворота передних колес – разрешено все, лишь бы бюджета хватило. Неудивительно, что лучшие машины стоят по 12-15 миллионов рублей, а их двигатели выдают по 950-1050 л.с.! Поэтому и команды тут серьезные – в RDS GP пришла даже Lukoil Racing Team.
Работы у инженеров предстаточно: нужно правильно настроить подвеску, вместе с гонщиками подобрать так называемую редукцию (передаточные числа шестерней в коробке передач и главной паре) и обеспечить надежность техники. Несмотря на короткие заезды, мощные моторы успевают выпивать по 200 литров специального высокооктанового топлива за этап. Счет «сожженных» шин идет и вовсе на десятки. Кстати, о покрышках. В сезоне 2021 года использовалось 11 разных моделей, что привело к реальной «шинной войне», а победителем часто становился тот, кто успел раздобыть «нужное» колесо.
Поэтому в этом сезоне ввели моношину – теперь все участники едут на Westlake. С одной стороны, это лишает преимущества тех, у кого еще остались запасы более «зацепистых» покрышек, но с другой – уравнивает шансы, что уплотняет борьбу. И прошедшие 7 этапов доказали, что ставка была верной!
Драматичная развязка RDS GP 2022
Перед финалом RDS GP в Сочи на итоговую победу претендовали сразу пять пилотов, причем двое из них – Георгий Чивчян и Дамир Идиятулин – делили лидерство в турнирной таблице с 1043 очками. Следом расположились Роман Тиводар, Аркадий Цареградцев и Евгений Лосев. Но гоночная судьба перетряхнула все совершенно непредсказуемым образом.
Дамир выиграл первую попытку в квалификации, заработав 98 баллов из 100 возможных, но во второй у него на «фуридаши» (так называется постановка автомобиля в занос) на скорости за 150 км/ч… отвалилось колесо, и неуправляемая Toyota Altezza отправилась прямиком в бетонный отбойник. К сожалению, после столкновения врачи уже не допустили Идиятулина к дальнейшим заездам.
А уже в топ-16 в том же самом месте переборщил со скоростью Роман Тиводар, ткнулся в стопку шин и в него прилетел Георгий Чивчян. Минус еще два претендента на титул – повреждения техники оказались слишком серьезными для экспресс-ремонта! Дальше чуть не выбыл из борьбы после агрессивной атаки Сергея Сака Nissan Цареградцева, но удача благоволила пилоту – и Аркадий наконец-то смог стать чемпионом RDS GP к радости многотысячной толпы на трибуне!
Цареградцев добавил этот титул в копилку к званию вице-чемпиона мира по дрифту и трехкратному чемпионству в RDS Сибирь и, конечно, попробует отстоять его в следующем сезоне. Кто встанет у него на пути: опытный Георгий Чивчян, который трижды был лучшим в RDS и два раза выигрывал Кубок мира FIA Intercontinental Drifting Cup, или голодные до побед Дамир Идиятулин и Роман Тиводар? Это мы узнаем уже в 2023 году, но вне всяких сомнений сезон будет интересным. Ждем первый этап RDS GP 2023! А скрасить зимнюю паузу можно просмотром классного сериала о Российской Дрифт Серии, который называется «RDS GP 21: Шинная борьба».