В ноябре на интернет-порталах, где граждане оформляют электронные полисы ОСАГО и могут оставлять отзывы о страховых компаниях, резко увеличилось количество жалоб на случаи расторжения договоров по инициативе страховщика, сообщает «Коммерсантъ». По данным ЦБ за три квартала этого года, число жалоб на страховщиков выросло почти на 30% — до 41 тыс. штук. Из них 80% пришлось на ОСАГО.
Клиенты жалуются, что компании расторгают договоры, к примеру, из-за ошибок в мощности автомобиля или регистрации транспортного средства. При этом на предложение исправить данные, в компаниях отвечают отказом. Договоры расторгают без возмещения стоимости полиса. На подобную практику жалуются клиенты «АльфаСтрахования», «Абсолют Страхования» и МАКС, пишет «Коммерсантъ».
За три квартала 2022 года число расторжений договоров ОСАГО по инициативе страховщиков из-за неверных данных составило от 150 тыс. до 300 тыс. случаев, следует из данных опрошенных «Коммерсантом» страховщиков.
Юристы комментируют это так: закон позволяет страховым компания расторгать договоры в одностороннем порядке в случае выявления ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора, но только в том случае, если они имели существенное значение для определения степени страхового риска — то есть необоснованно уменьшали стоимость полиса.
Однако практика такова, что страховые компании используют мелкие ошибки, обнаруженные в данных, в качестве предлога для расторжения договора. Клиенту остается только идти в суд, но судебные расходы могут превысить выгоду от такого разбирательства.