НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Коварные ухабы: что такое выдвижные «лежачие полицейские»

18 ноября 2022 17:50
Разбираемся, есть ли перспективы у умных «лежачих полицейских» на российских дорогах.

Три года назад в России всерьез заговорили о внедрении умных «лежачих полицейских» на дорогах общего пользования: они выдвигаются, если камеры фиксируют превышения скорости на определенных отрезках, принудительно замедляя автомобили нарушителей, а если водитель соблюдает скоростной режим, искусственное препятствие складывается, сохраняя ровный рельеф дорожного полотна в качестве поощрения. В чем подвох? И есть ли шанс увидеть такие «лежачие полицейские» на реальных российских дорогах?

В последние годы искусственные дорожные неровности в России стараются привести к «единому знаменателю», соблюдая нормы ГОСТа по высоте и углам въезда и съезда, хотя даже сегодня во многих городах и селах еще встречаются гипертрофированные лежачие полицейские, которые обычным легковым автомобилям с небольшим дорожным просветом даются с трудом. И это еще хорошо, если лежачий полицейский продублирован стоящим рядом дорожным знаком — бывает и так, что с дорожным препятствием водители сталкиваются без каких-либо предупреждений.

Чаще всего «лежачие полицейские» встречаются вблизи школ и детских садов, перед пешеходными переходами, а также около медучреждений, торгово-развлекательных комплексов и опасных перекрестков.

Все просто: на таких участках дорог водителей надо убедить сбавить скорость, чтобы снизить возможные риски для пешеходов и других участников движения.

Но если водитель и так соблюдает установленный дорожными знаками скоростной режим, зачем лишний раз заставлять его проезжать через искусственные неровности, которые могут повредить днище и обвес автомобиля, не говоря уже про комфорт пассажиров и повышенный износ элементов подвески и тормозных механизмов? Решение есть — это те самые умные «лежачие полицейские».

Если водитель превышает, данные с датчиков фиксации скорости передаются на блок управления «лежачим полицейским» — он поднимается, и тогда лихачу приходится сбрасывать скорость уже до 20−30 км/ч. Так водитель потеряет еще больше времени на вынужденные торможение и разгон, чем если бы он изначально ехал с разрешенной скоростью. Ну, а законопослушным водителям лишний раз не придется тормозить — если камеры не фиксируют нарушения, то перед ними такие «лежачие полицейские» остаются лежать на уровне дороги.

Источник: legion-media / Eugene Sergeev

Итак, начнем с плюсов: умные «лежачие полицейские» способствуют не только соблюдению скоростного режима, дисциплинированию водителей и сохранению порядка на дорогах, но и сохранности элементов подвески и тормозов автомобиля, увеличению средней скорости движения для законопослушных водителей, а также повышению топливной экономичности без лишних разгонов и торможений. Да и просто ехать без постоянных ударов по колесам не в пример приятнее.

Увы, минусов тоже хватает: цена проекта в целом (в 2019 году представители компании, которая занималась разработкой, обещали уложиться в крайне оптимистичные 8 млн рублей) и каждого такого «лежачего полицейского» по отдельности будет в разы выше, чем покрытие сети улиц обычными дорожными неровностями, к тому же программа потребует обеспечения необходимой инфраструктуры, начиная с энергообеспечения каждого механизма и заканчивая установкой датчиков и дополнительных комплексов фото- и видеофиксации нарушений, к которым они будут привязаны.

Да-да, все это будет стоить больших денег! Да и вопросы обслуживания, ремонта и сохранности узлов и автоматики умных «лежачих полицейских» в суровых зимних условиях тоже остаются открытыми.

Несмотря на все потенциальные преимущества таких адаптивных «лежачих полицейских», в реальной жизни у них почти нет шансов прижиться на наших дорогах — и даже не столько из-за дороговизны, сколько из-за недостаточно развитой инфраструктуры, которая необходима для работы подобных механизмов с сомнительной долговечностью в российских условиях.

Хотя надо признать, что при наличии должного подхода эти проблемы все-таки решаемы. Да и сеть дорожных камер на российских дорогах продолжает расти — хотя бы по этой части трудностей у нас наверняка не возникнет.

К слову, за рубежом к удержанию безопасной средней скорости движения на дорогах относятся серьезно, однако инструменты для этого зачастую создают весьма оригинальные. Яркий пример — музыкальные дороги, которые в последние годы начали активно появляться в Японии и США. Специальные шумовые полосы на асфальте нанесены таким образом, что только при движении с разрешенной скоростью можно услышать мелодию, которая при превышении искажается. Но есть и куда менее приятные приемы вроде популярных у европейских полицейских «успокоительных остановок» для особо ретивых водителей.

Наказание заключается в том, что нарушитель не сможет продолжить движение без разрешения сотрудника полиции, которое он вправе получить только после истечения определенного времени — как правило, водитель тратит на ожидание даже больше времени, чем ему удалось сэкономить благодаря превышениям.

Словом, в условиях, когда вдоль дорог стоят выцветшие картонные экипажи полиции или нарисованные рядом с пешеходными переходами фигурки детей, экспериментировать можно как угодно. Но для умных «лежачих полицейских», равно как и для музыкальных дорог, нужно подтягивать соответствующую инфраструктуру. А это, как говорится, уже совсем другая история.