Чаще всего в вибрации руля винят ходовую часть. Неправильная балансировка колес — действительно частая причина, но что тогда думать, если руль бьет на холостом ходу?
В причинах тряски и дрожи в руле, а также в методах ее устранения, мне помог разобраться Сергей Марков, владелец СТО «ЕвроАвто», механик с 25-летним стажем. Его специализация — тюнинг автомобилей для бездорожья.
Типы вибрации в руле
Почему бьет руль? Прежде чем разбирать автомобиль в поисках причины, попробуем установить ее «на слух». Очень часто место неполадки, из-за которой появилась вибрация, зависит от момента, когда она становится ощутима. Моменты начала тряски в руле и вероятные причины мы собрали в таблицу.
Момент появления вибрации | Вероятная причина |
На небольшой скорости (до 80 км/ч) | Нарушение геометрии колес или слабая накачка |
На высокой скорости (выше 80 км/ч) | Неправильная балансировка колес |
При торможении | Неисправность в тормозной системе |
На холостом ходу | Ослаблено крепление двигателя |
Комментарий эксперта:
Диагностика «на слух» — очень полезный инструмент водителя и автомеханика. Внимательный автомобилист может многое рассказать мастеру на СТО, сократить время ремонта и сэкономить себе значительную сумму. Прислушивайтесь к своему автомобилю, отмечайте, как он реагирует на изменения скорости и направления. Этим вы продлите жизнь своего «железного коня».
В чем опасность биения руля
Как и все нехарактерные звуки автомобиля, биение руля — признак неполадок в ходовой, двигателе или тормозной системе. Причина может быть совершенно тривиальная и легко устранимая, а может привести полной потере управления. При движении на скорости это смертельно опасно.
Основные причины биения руля на скорости
Если руль бьет на скорости, нужно смотреть подвеску и колесную часть. Дело практически всегда в нарушении баланса, но конкретных причин может быть несколько. Рассмотрим подробнее возможные варианты.
1. Неотбалансированные колеса
Неправильный развал-схождение — самая частая причина вибрации руля на скорости. При этом, как правило, чем выше скорость, тем сильнее бьет руль.
Комментарий эксперта: Нарушение балансировки колес может появиться непосредственно после визита в мастерскую, если процедуру провели неправильно, или возникнуть со временем, по естественным причинам.
2. Грязные диски
Налипшая на диски грязь или мокрый снег тоже могут стать причиной вибрации, особенно на большой скорости: чем выше скорость, тем чувствительнее автомобиль к нарушению баланса. В наших широтах такая история обычно случается зимой, после проезда по мокрому снегу. Впрочем, летом, покатавшись по мокрой грунтовке, тоже можно набрать достаточно грязи на диски, чтобы почувствовать дрожь и тряску в руле.
3. Повреждение шины
При сильном ударе шины о камень или после попадания в яму геометрия колеса может нарушиться. Возникает так называемая «грыжа»: колесо вздувается сбоку и в зоне протектора. Неровное колесо нарушает баланс автомобиля, отсюда и вибрация.
Комментарий эксперта:
Эксплуатация колеса с грыжей откровенно опасна. Вздутая шишка — это слабое место шины, которое может лопнуть при большой нагрузке: на скорости, или при ударе.
4. Неправильная установка колес
Неправильная установка, включая плохо затянутые болты, может стать причиной дрожи в руле. На скорости бить руль начинает сильнее. Если вибрация появилась после посещения шиномонтажа, скорее всего, ее причина именно такая.
5. Неисправность подвески
Износ ступичных подшипников или шаровых опор, да и любая другая неполадка в системе подвески, также становится причиной вибрации. Бить руль в таком случае обычно начинает на скорости.
Комментарий эксперта:
Дополнительные признаки неисправности подвески — нехарактерные стуки и скрипы, снижение управляемости. Автомобиль начинает уводить в сторону при движении.
6. Слабо или неравномерно накачанные шины
Руль может начать бить, если в шинах недостаточное давление. Слабо накачанные шины сильнее деформируются при движении, нарушается равновесие. С неравномерно накачанными шинами причина вибрации очевидна: одна сторона автомобиля оказывается выше другой, получается дисбаланс.
Почему вибрирует руль при торможении
Почему может бить руль при сбросе скорости?
Деформация тормозных дисков
Если руль бьет при торможении, скорее всего дело в неравномерном износе или неровности тормозных дисков. Когда диск становится неровным, колодка бьет по выступающим частям, вызывая дрожь и тряску руля.
Комментарий эксперта:
Первый признак деформации тормозных дисков: руль бьет после длительного движения, когда тормозная система перегрета. Также деформация часто становится очевидна после замены тормозных колодок. Старые колодки уже притерлись к деформированному диску, а новые цепляются за неровности.
Руль бьет на холостом ходу
Почему руль бьет на холостом ходу?
1. Разболтанные крепления коробки и двигателя
Если вибрация руля началась еще до того, как машина двинулась с места, ходовая точно ни при чем. Чаще всего проблема в креплении коробки передач или самого двигателя: так случается со старыми автомобилями.
2. Троит двигатель
Если один из цилиндров двигателя вышел из строя, он начинает работать неравномерно, рывками. Вибрация и толчки передаются на руль.
Как устранить вибрацию руля
Вибрация руля сама по себе не неисправность, а лишь симптом. Чтобы избавиться от вибрации, надо найти и устранить её причину.
Причина вибрации | Метод устранения |
Неотбалансированные колеса | Провести балансировку в шиномонтажной мастерской |
Засорение дисков | Иногда достаточно попинать колесо, чтобы грязь и снег отвалились. Если не поможет, вымыть колеса и диски, в том числе изнутри |
Повреждение шины | Поменять дефектную шину |
Неправильная установка колес | Проверить крепления. При необходимости затянуть болты |
Неисправность подвески | Диагностика и замена дефектной детали |
Слабо или неравномерно накачанные шины | Померить давление в шинах и накачать до нужного |
Деформация тормозных дисков | Замена дефектной детали |
Разболтанные крепления коробки и двигателя | Проверить и при необходимости затянуть крепления |
Троит двигатель | Диагностика и ремонт двигателя |
Комментарий эксперта
Рассказывает Сергей Марков, владелец СТО «ЕвроАвто», механик с 25-летним стажем.
Вибрация в руле может возникать по множеству причин: от самых банальных, вроде грязи, прилипшей к диску, до серьезных проблем с подвеской. Некоторые из них можно устранить самостоятельно, например, промыть колеса или дозатянуть болты.
Однако если вы проверили и сделали все, что могли, а руль по-прежнему бьет, особенно на скорости, машина теряет управляемость, и так далее, не затягивайте с обращением на СТО. Расскажите механику все, что заметили: когда начинается вибрация, как ведет себя при этом автомобиль. Опытный мастер всегда прислушивается к владельцу. В конце концов, кто знает вашу машину лучше вас?
Не откладывайте проблему бьющего руля на потом, даже если причина самая простая и банальная.. Любой дисбаланс при движении увеличивает нагрузку на подвеску, что чревато дорогостоящим ремонтом.
Памятка автовладельцу: что делать, если руль «бьет» и возникает вибрация
Что делать, если руль бьет и трясет? Поможет наш алгоритм:
- Отметьте момент, когда начинается тряска в руле: на скорости, во время торможения, на холостом ходу. Эта информация вам пригодится, если придется ехать на СТО;
- Остановите автомобиль и осмотрите колеса и диски. Если на них налипла грязь или мокрый снег, попробуйте попинать колеса, чтобы отвалилось. Если не поможет, придется мыть;
- Осмотрите шины и диски на предмет неровностей и деформаций. Проверьте, хорошо ли затянуты болты;
- Если ничего не помогло и руль продолжает бить, отправляйтесь на СТО.