НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Снова в школу: как обезопасить ребенка в автомобиле и на дороге

1 сентября 2024 10:10
Авто Mail напоминает основные правила дорожного движения, которые касаются детей и подростков

Начало нового учебного года требует особого внимания на улице. Статистические данные ГИБДД свидетельствуют о том, что самыми опасными в плане дорожно-транспортного травматизма для детей считаются как раз май и летние месяцы. На этот период, когда ребята по большей части предоставлены сами себе, приходится почти треть погибших несовершеннолетних. С приходом же сентября количество погибших в возрасте до 18 лет резко падает, сокращаясь практически наполовину от августовского значения. Но это вовсе не означает, что можно успокоиться.

Самое безопасное место в авто для дошкольника — правое заднее сиденье

Самые опасные дни на дороге — пятница, суббота и воскресенье. На них приходится 45% ДТП и более половины всех погибших детей до 16 лет. В течение суток всплеск показателя смертности фиксируется утром (с 7 до 9 часов), когда основная часть детишек направляется в сады и школы, затем нарастает после обеда и достигает пика в канун вечернего часа-пик (с 17 до 18 часов). Впрочем, эта тенденция характерна для всех возрастных групп.

Основная причина гибели детей — нарушение Правил дорожного движения водителями, однако в четверти аварий ПДД не соблюдали сами юные участники движения. Две трети погибших оказались пассажирами, поэтому основное внимание имеет смысл сосредоточить на транспортировке детей.

Размещать ДУУ разрешено как на заднем, так и на переднем пассажирском сиденьях. При этом статистика ГИБДД свидетельствует, что наиболее небезопасные места для их установки — переднее сиденье и центральное место на заднем диване. Ну, а самый высокий уровень защищенности от травм достигается при установке люльки или кресла справа сзади. Если же удерживающее устройство не используется, то самым опасным для перевозки дошкольника будет считаться переднее пассажирское сиденье, а самым безопасным — место за ним. Тяжесть последствий аварий между ними различается ровно в 2 раза (9 против 4,5 погибших на 100 пострадавших).

С какого момента можно возить ребенка без кресла

Что касается более старших детей — от 7 до 12 лет, то ПДД оставляют родителям выбор. Их можно перевозить как в ДУУ, так и с использованием штатного ремня безопасности.

В первом случае разрешено использовать любое пассажирское место в автомобиле, во втором — только заднее сиденье. Такое решение было выбрано в качестве компромисса с учетом ситуаций, когда ребенок перерастает предельные для ДУУ параметры (36 кг вес и 150 см рост), но возраста 12 лет еще не достигает. Так вот, статистика однозначно говорит о том, что использовать это послабление для того, чтобы срочно освободить салон от детского сиденья (кресла или бустера), не стоит: риск гибели в ДТП в отдельных случаях вырастает в 4 раза. Если же взять случаи перевозки с нарушением установленных требований, когда не используется ни ДУУ, ни ремень безопасности, то, например, на переднем пассажирском сиденье вероятность гибели подростка увеличивается восьмикратно по сравнению с применением кресла!

Источник: legion-media / Serhii Suravikin

Адаптеры ремня безопасности критически опасны при перевозке детей

Категорически не рекомендуется использовать вместо сертифицированного удерживающего устройства так называемый адаптер ремня безопасности — копеечное устройство в виде куска ткани с кнопками, которое надевается на ремень безопасности в районе пряжки и сводит между собой диагональную и поясную ветви ремня, чтобы обеспечить, по задумке разработчика, правильное положение на теле ребенка.

На самом деле эффект от этого решения прямо противоположный. Испытания, проведенные на Дмитровском автополигоне ФГУП «НАМИ», однозначно свидетельствуют о том, что риск травматизма от такой конструкции увеличивается даже по сравнению со штатным ремнем безопасности. Дело в том, что, опуская диагональную ветвь, адаптер одновременно поднимает поясную, в результате чего она ложится не на прочную тазовую кость маленького пассажира, а на живот.

Если все же приходится идти на нарушение и перевозить ребенка до 7 лет без люльки или автокресла, то самым безопасным опять будет правое заднее сиденье. Это же место наиболее выигрышно, когда игнорируются правила при перевозке подростков. Тем, у кого по-прежнему есть сомнения, стоит ли тратиться на безопасность своего ребенка, напомним, что нарушение правил перевозки детей грозит водителю штрафом в размере 3000 рублей по части 3 статьи 12.23 КоАП РФ.

Самая большая ошибка водителя — ожидать от малолетнего пешехода такой же логики поведения, как от взрослого

По сравнению с маленькими пассажирами дети-пешеходы погибают в три раза реже. В прошлом году на эту категорию пришлось 23% жертв, что вовсе не умаляет проблему. И здесь в двух третях случаев ответственность лежит на водителях, которые не только нарушили ПДД, но и не учли особенности психофизиологии ребенка.

К таковым можно отнести маленький рост, который, с одной стороны, мешает вовремя обнаружить опасность, а с другой стороны, не позволяет водителям разглядеть маленького пешехода за объектами инфраструктуры, кустами, другими машинами. Неспособность детей фокусировать внимание, а также недостаточный опыт в оценке расстояния до приближающейся машины и ее скорости приводят к тому, что ребенок оказывается перед капотом совершенно неожиданно для водителя. Тому невдомек, что если малыш посмотрел на машину, это вовсе не означает, что он ее увидел. А даже если и увидел, то принял правильное решение.

Сесть за руль мопеда можно не раньше 16 лет, получив права категории «М»

Наконец, 6,5 и 4,9% погибших в возрасте до 16 лет участвовали в дорожном движении соответственно в качестве водителя механического транспортного средства и велосипедиста. И тут опять много вопросов к взрослым. Именно они делают дорогие подарки — мопеды, не дожидаясь наступления возраста, когда можно ими управлять, и не требуя получения прав. По их мнению, это всего лишь игрушка. Покупая подростку очередной велосипед, напрочь забывают о том, что правилам его использования посвящен целый раздел ПДД.