НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Когда в России появятся новые правила дорожного движения?

29 июня 2022 12:00
Стартовала дискуссия о новых правилах дорожного движения. Эксперты за их разработку, а МВД призывает не торопиться

На прошлой неделе Общественная палата Российской Федерации провела «круглый стол» о необходимости разработки новых правил дорожного движения, а заодно объявила о начале сбора предложений на эту тему.

Мнения ждут как от профессионального сообщества, так и от обычных граждан. Сделать это можно на сайте Общественной палаты, пройдя по соответствующей ссылке.

Обсудить эту проблему коллегиально собрались чиновники, представители региональных властей, общественники и прочие заинтересованные лица. Насколько справедливы претензии к нынешним правилам и грозит ли нам в ближайшее время новый дорожный закон.

ПДД слишком сложны для понимания. Упростим?

Претензий к ныне действующему документу, принятому, напомним, почти три десятка лет назад — в октябре 1993 года — накопилось немало. Собственно, почтенный возраст — это как раз одна из них. Дескать, страна за это время шагнула далеко вперед, а ПДД остались прежними.

С другой стороны, эксперты противоречат сами себе, ведь они же критикуют документ и за многочисленные поправки, счет которым идет уже на десятки. Благодаря им ПДД поддерживаются в актуальном состоянии. Однако их количество и частота не позволяют простым людям следить за нововведениями, что, вероятно, негативно сказывается на качестве дорожного движения и, главное, его безопасности.

Другая сторона той же медали — текст слишком сложен для восприятия и потому зачастую непонятен для участников движения.

Однако и этот тезис небесспорный. Да, ПДД действительно не всегда просты для понимания. Но должны ли они быть таковыми? Не забываем, что в первую очередь, это нормативный правовой акт, по которому решаются судьбы людей, устанавливается вина в ДТП. Поэтому каждое слово, каждая запятая имеют свое значение. Не верьте, когда говорят, что зарубежные ПДД намного проще и понятнее. Они ничуть не проще, просто оригинальный документ по большей части доступен лишь чиновникам, полицейским, судьям и адвокатам, которые обязаны досконально разбираться в каждой конкретной ситуации. Обыватель же в подавляющем большинстве случаев пользуется методическими изданиями и учебниками, где сложные юридические нормы изложены простым языком и дополнены иллюстрациями. Именно по таким пособиям изучают ПДД в автошколах.

Правила кругового движения противоречат международной конвенции

Есть у экспертов претензии и более частного характера. Например, запутанный порядок проезда перекресток с круговым движением. Его меняли два раза — в 2011 и 2017 годах. Первый раз его привели в соответствие с поправками в Конвенцию о дорожных знаках и сигналах 1968 года, вступившими в силу в 2006 году. Затем поменяли с подачи одного эксперта, который убедил руководство российского Правительства в том, что этот порядок неправильный и весь мир ездит по-другому.

Источник: Агентство городских новостей «Москва»

В результате нынешняя редакция противоречит не только нормам международного права, имеющим, напомним, верховенство перед национальным законодательством, но и как раз зарубежным правилам движения, в которых просто никто не разобрался. Поэтому согласимся, порядок проезда круговых перекрестков действительно хорошо бы поменять, а точнее, вернуться к прежней редакции, действовавшей до 2017 года.

Корректировать ряд норм ПДД мешают более значимые правовые акты

Поправки, направленные на профилактику так называемых «вторичных» ДТП, которые происходят вследствие наезда зазевавшихся водителей на автомобили-участники предшествующей аварии и людей, которые вышли из них. Предписать водителям незамедлительно убирать машины с дороги после небольшой аварии — идея здравая, но сегодня нереализуемая ввиду законодательных ограничений. Сначала нужно поменять закон о полиции, об ОСАГО и, возможно, другие.

Смягчение требований к транспортным средствам, особенно в условиях дефицита запчастей и расходников, — еще одно пожелание. Но, во-первых, эти вопросы регулируются не правилами дорожного движения, а Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Во-вторых, требования к конструкции установлены документом более высокого уровня — Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Надо менять его, а не ПДД.

Снижение лимита скорости в городах и вообще ревизия имеющихся скоростных ограничений — еще одна популярная тема. Однако исправлять ПДД для этого не требуется, вполне можно обойтись имеющимися нормами и дорожными знаками.

Электросамокаты выезжают в правовое поле

А вот то, что объективно нуждается во включении в правила движения — это регламент использования электросамокатов, моноколес, сегвеев и прочих средств индивидуальной мобильности, заполонивших городские улицы. Такие поправки уже давно готовы, но до сих пор не приняты.

Причина в том, что ПДД попали под так называемую «регуляторную гильотину», по которой все старые нормативные правовые акты должны быть либо отменены, либо, как в случае с ПДД, могут продолжить свое действие, но только в неизменном виде. Если потребуется внести коррективы, то документ должен быть переиздан полностью. В случае с правилами движения сделать это быстро по бюрократическим соображениям не получится, а регламентировать СИМ нужно срочно.

Представители МВД и Минтранса осторожно заявляют, что компромиссный вариант все же найден, и внести необходимые поправки в ближайшее время должно получиться. Если эту лазейку успешно апробируют, то ею можно будет пользоваться и в дальнейшем, когда ПДД потребуется скорректировать еще раз. Если так, то полностью новую редакцию ПДД мы в ближайшее время, похоже, не увидим.