Во многих российских регионах дороги по-прежнему оставляют желать лучшего, а некоторые и вовсе находятся в очень плохом состоянии. Рассказываем, как ехать по разбитому асфальту или грунтовке, чтобы не повредить автомобиль.
Снижаем скорость движения
Увидели знаки ограничения скорости, неровной дороги или ремонта? Лучше заранее сбросить ход, чтобы быть готовым к маневрам, впереди могут быть и ямы, и срезанный асфальт, и любые другие неприятности.
Принцип «выше скорость – меньше ям» применим разве что к участкам с неглубокими выбоинами. Даже если вы едете на внедорожнике с крупными колесами и внутри не сильно трясет, это не повод мчать по разбитому асфальту – нагрузка на шины, детали подвески и рулевого управления резко возрастает.
Так что сниженная скорость – это не только возможность безопасного объезда какого-то дорожного дефекта.
Правильно используем тормоза и баланс автомобиля
Ни в коем случае нельзя тормозить до конца, завидев яму – перед самой неровностью нужно отпустить педаль тормоза. Тогда пружины разжимаются, разгружая переднюю ось и снижая нагрузку на подвеску и колеса. Конечно, инстинктивно тяжело прекратить торможение, когда машина едет в яму, но нужно об этом помнить.
Помогает при проезде ям и метод боковой разгрузки, но он требует от водителя определенных навыков. Когда колесо уже готово провалиться в яму, нужно быстро повернуть руль на приличный угол в сторону неровности и тут же вернуть его в исходное положение.
Тогда одна сторона разгрузится, что минимизирует силу удара по колесу и подвеске. Но для отработки скорости вращения руля и понимания эффекта и физики процесса сначала лучше потренироваться на площадке, положив, например, доску в качестве «ямы».
Аккуратнее в лужах и в колее
Никогда не знаешь, что скрывает в себе большая лужа – просто ли скопилась в естественной низине вода, либо под ней прячется глубокая яма. Поэтому в лужи не нужно влетать не только потому, что есть риск аквапланирования или попадания воды в воздухозаборник двигателя (что может привести к гидроудару), но и по причине возможных скрытых колдобин.
То же самое относится и к колее, в которой скапливается вода. Можно «всплыть» и потерять управление автомобилем на высокой скорости. И там тоже могут быть выбоины. Лучше не спешить и стараться пропускать лужи и мокрую колею между колесами.
Не носимся по грунтовкам
Грунтовые дороги хорошего качества попадаются часто, но это не повод устраивать из них раллийные спецучастки. Главная опасность – острые камни, которыми можно порезать шины. Попадаются и промоины, где на большой скорости можно приложиться бампером или картером двигателя.
Если дорога засыпана щебнем, то разлетающиеся камни могут повредить лакокрасочное покрытие кузова. Само собой, не стоит «обстреливать» ими соседей по дороге – например, при обгонах.
Следим за колесами
Если дорога разбита настолько, что избежать попадания в ямы не получается, то можно немного снизить давление в шинах, тогда автомобиль пойдет чуть мягче, а покрышка будет лучше демпфировать неровности. Но увлекаться не стоит – длительная езда на низком давлении «убьет» шины.
Вдвойне внимательнее нужно быть, если на автомобиле установлены низкопрофильные шины – часто после быстрой езды по плохим дорогам на боковинах появляются грыжи.
Это чревато не только возникновением вибраций, но и резкой потерей давление вследствие нарушения герметичности. К тому же, эксплуатация автомобиля с грыжами на шинах и вовсе не допускается.