НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Мотосезон открыт: о чем важно помнить всем

3 мая 2022 12:00
Ездить на мотоцикле опаснее, чем на автомобиле. Всегда ли так будет?

Зима в этом году подзадержалась. И когда фанаты двухколесного транспорта вырвались на «оперативный простор», некоторые из них сразу же попали в сводки происшествий. Несмотря на это, многие по-прежнему относятся к мотоциклу не как к средству передвижения, а как способу удовлетворения амбиций и источнику адреналина. Отсюда и характерные особенности поведения.

Систему ценностей одним махом не изменишь, но вот пошатнуть легкомысленное отношение к безопасности езды на мотоцикле можно попробовать. Помогут в этом цифры.

Мотоциклисты попадают в ДТП из-за превышения скорости и движения в междурядье

В нашей преимущественно северной стране мототранспорт не очень-то распространен. Его доля не дотягивает и до 4% транспортного парка. Однако вклад в ситуацию на дорогах они вносят немалый: в прошлом году мотоциклисты стали участниками более 6,7 тыс. ДТП, в них погибло 716 человек (это 5,7% от всех погибших) и более 7,1 тысячи получили ранения. В основном, гибнут и калечатся сами байкеры, что, в общем, легко объяснимо. Использующие специальное обмундирование, главным образом, шлем, имеют вдвое меньший риск гибели, чем те, кто пренебрегает защитой. В более чем половине аварий признаны виновниками сами мотоциклисты.

В почти половине происшествий байкеры не имели прав соответствующей категории либо были лишены их. А каждый пятый был пьян. В течение года пик аварий и их жертв приходится на июль, зато с ноября по март друзьям и родственникам байкеров можно спать спокойно.

Чистый регистрационный знак позволяет сделать мотоциклиста заметнее в потоке

Как изменить ситуацию? Первый рецепт прост: байкеров надо хорошо учить и объяснять, что не зря весь мир их относит к категории уязвимых участников движения. Сюда же, кстати, входят велосипедисты, пешеходы, инвалиды и дети. Официально сесть за руль мотоцикла не так-то и просто.

Для получения прав на легкий мотоцикл — рабочим объемом до 125 «кубиков» — надо быть не моложе 16 лет, для полноценного байка — 18 лет.

Придется очно отучиться в мотошколе, на что потребуется порядка двух месяцев, и сдать экзамен в ГИБДД. Его принимают на специальной площадке, на которой необходимо продемонстрировать навыки владения двухколесной техникой среди конусов и габаритных досок. Управление без прав, напомним, чревато штрафом от 5 до 15 тысяч рублей.

Опытные байкеры говорят, что базовых навыков, полученных в мотошколе, категорически недостаточно для безопасной езды на мотоцикле в современном городе, где случается основная масса неприятностей. Понять идеологию управления двухколесным транспортом и, главное, грозящие опасности помогут специализированные курсы.

Что же касается тактики движения на двух колесах в современном потоке, то надо придерживаться простых правил, вытекающих из приведенных выше причин аварий.

Скорость, дистанция и безопасный боковой интервал, а также соблюдение правил приоритета — вот что требует внимания в первую очередь.

Одна из главных проблем байкеров — низкая информативность для других участников движения. В плотном потоке компактную двухколесную машину часто просто не замечают, отсюда внимание к исправности внешних световых приборов и прочих элементов, позволяющих сделать себя заметнее. Кстати, чистый номер, имеющий световозвращающую поверхность, тоже в этом поможет.

Многие нарушения остаются незамеченными, хотя именно они чаще всего приводят к ДТП

Сейчас уже мотоциклисты не столь безнаказанны, как еще несколько лет назад. Камеры, «стреляющие» вслед, и пересевшие на мощные байки сотрудники ГИБДД без улова не остаются. По этой же причине не стоит хитрить с номером, заляпывая его грязью, изгибая, переворачивая, а то и вовсе снимая. Поймают — в лучшем случае оштрафуют на 5 тысяч рублей, в худшем — лишат прав на 1−3 месяца.

Один из вопросов, вокруг которого поломано немало копий: можно ли ездить между рядами автомобилей? Ответственно и однозначно отвечаем: нельзя! Да, движение в одной полосе по соседству с неспешно плетущимися в пробках машинами не запрещено. Однако поскольку в реальном потоке не как на параде, когда техника идет строго по линеечке, и автомобили хаотично смещены относительно центра полосы, байкеру приходится лавировать между ними и то и дело пересекать линию разметки, разделяющую смежные полосы. Даже если она прерывистая, ее многократное пересечение по сути считается перестроением, а значит, прямо запрещено пунктом 9.4 Правил дорожного движения.

Да, фактически за это не штрафуют, но если байкер не справится с управлением, не рассчитает дистанцию или боковой интервал и, как следствие, зацепит кого-то, виновным с высокой вероятностью признают его. Скорее всего, это и будет то самое нарушение правил расположения на проезжей части, входящее в число самых распространенных причин ДТП с участием мотоциклов.

Для спасения мотоциклистов должны сказать свое веское слово и дорожники. Набор мер, которые позволяют сохранить жизни и здоровье допустивших ошибку или ставших жертвами чужой ошибки байкеров, в общем-то, хорошо известен. Специальные дорожные ограждения с защищенными вертикальными стойками, наиболее опасными для скользящего по поверхности дороги вследствие падения мотоциклиста, специальные полосы, отделенные от основной проезжей части, зоны ожидания разрешающего сигнала светофора и многое другое.