Водителей, нарушающих дорожные правила, нужно вычислять по их внешности с помощью камер ГИБДД, такое обращение в правительство, Госдуму и МВД подготовили Общественная палата РФ и общественники, узнала «Газета.Ru». Также правозащитники предлагают закрепить в КоАП штрафы за превышение средней скорости. Юристы и адвокаты усомнились в полезности этих идей.
В Общественной палате РФ при поддержке Национального автомобильного союза (НАС) состоялось обсуждение законодательных инициатив по регулированию фотовидеофиксации (ФВФ) нарушений ПДД. По итогам встречи палата и представители НАС подготовили обращение (есть у «Газеты.Ru») к председателю правительства Михаилу Мишустину, в Минтранс, МВД России и всем депутатам Комитета по транспорту Госдумы по законодательной доработке КоАП.
Ключевое новшество предложения активистов — распознавание водителей по биометрическим параметрам.
«История с Face ID и штрафами для владельцев самокатов, пешеходов и велосипедистов должна вместе со “средней скоростью” фигурировать в проекте нового КоАП», — заявил «Газете.Ru» вице-президент НАС Антон Шапарин.
С помощью камер видеофиксации уже выносится 89% всех штрафов, в будущем государство хочет сильнее сокращать штат сотрудников ГИБДД, отдавая по максимуму контроль камерам, аргументирует Шапарин.
Причем фиксировать с помощью камер планируется не только нарушения ПДД со стороны водителей,
Технически идентифицировать лица нарушителей по Face ID можно уже сейчас, уверен Шапарин. Огромная база данных фотографий уже накоплена государством, а технология используется для оплаты в московском метро. Столица может стать тестовой площадкой для использования новой системы, объяснил он.
В России камеры, фиксирующие такой параметр (измеряется время проезда между двумя точками), работали с 2013 года, но из-за отсутствия нормативной поддержки в прошлом году Госавтоинспекция отказалась от такой практики, сообщал «Коммерсант». Эксперты НАС подчеркнули, что такой метод «является эффективным инструментом для повышения уровня безопасности дорожного движения».
Также предлагается сделать публичной информацию о местах установки каждого дорожного комплекса камер, особенностях их работы, сертификатах и документах о поверке.
Согласно национальному проекту «Безопасные качественные дороги», к 2023 году количество дорожных камер увеличится на 188% (относительно 2017-го), к 2024 году — на 211%, а к 2030 году — на 250%.
«Нацпроект предусматривает большой рост числа дорожных камер. Вопрос в том, как это будет использоваться — во благо на предупреждение аварий или для получения денег», — добавил Шапарин.
Из них с помощью средств видеофиксации было выявлено 160,7 млн нарушений. Благодаря камерам количество ДТП сокращается в два раза быстрее, а количество погибших — в три-шесть раз, чем в среднем на дорогах, приводит данные исследований НАС.
Водители игнорируют камеры
В США постановления с камер получает лицо, совершившее нарушение, а не владелец автомобиля — действует система распознавания лиц, напоминает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев (КПЗА) Виктор Травин. Эксперт поддерживает внедрение такой инновации в России, но она потребует колоссальной переделки всей системы видеофиксации и серьезных трат, уверен он.
«Не думаю, что эта норма нужна в такой узкой части, как велосипеды и самокаты — очень уж это незначительно. Если она будет работать в отношении всех водителей транспортных средств, то здорово — европейская цивилизованная система наказания. Я не уверен, что это реализуемо», — заметил Травин.
Инициатива по введению наказания за нарушение средней скорости движения наоборот вызвала критику со стороны президента КПЗА. Этот метод надзора предназначен не для гармонизации дорожного движения, а для пополнения бюджетов регионов, заявил он. Информации о местоположении камер тоже не должно быть в свободном доступе, уверен собеседник.
Такие штрафы воспринимаются как еще одна статья расходов — вместе с транспортным налогом, ОСАГО и техобслуживанием», — полагает Травин.
Раскрытие более подробной информации о камерах видеофиксации приветствует вице-президент «Движения автомобилистов России», адвокат Леонид Ольшанский. При этом, по его мнению, в КоАП не пройдут поправки, касающиеся распознавания системы лиц участников дорожного движения.
«Это вмешательство в личную жизнь. Камеры в метро — совсем другое дело, это предложение департамента транспорта. И если человек на него соглашается, он добровольно передает свои данные», — заявил собеседник.
Face ID не пробьет стекло
На практике биометрию для водителей реализовать будет сложно, объяснят генеральный директор компании «Астралаб» (разрабатывает программное обеспечение для камер ГИБДД и ЦОДД) Сергей Ласкин.
Кроме того, лобовое стекло не всегда чистое, оно преломляет свет, из-за чего водителя плохо видно. В большинстве случаев эта система совсем не будет работать, потому что не сможет качественно распознавать лица. А чем хуже видно лицо — тем больше ложных распознаваний«, — рассказал “Газете.Ru” эксперт.
Хотя технически нет ничего сложного, чтобы внедрить еще один слой нейросети в системы дорожных камер для распознавания лиц, отмечает Ласкин. Проблему позволят решить специальные камеры с нейросетями, установленные ниже (около 2 метров), их цена в разы меньше, чем обычных дорожных комплексов, говорит генеральный директор компании «Астралаб».
Денис Буденков