НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Можно ли ожидать падения цен на новые автомобили?

8 апреля 2022 12:00
Авто Mail.ru спросил у экспертов, подешевеют ли машины в автосалонах, если курс рубля продолжит стабилизироваться. И когда это случится

Резко изменившаяся политическая ситуация в мире добавила сложностей автомобильному рынку, не успевшему оправиться от эпидемии коронавируса и нехватки электронных компонентов. На фоне падения курса рубля резко подскочили цены на новые автомобили, запчасти и комплектующие, которые к тому же стали еще и дефицитом.

Однако начавший укрепляться месяц назад рубль дал надежду на возвращение к докризисным прайс-листам. Авто Mail.ru узнал у экспертов рынка, можно ли ожидать падения цен на новые автомобили, если российская валюта продолжит стабилизироваться по отношению к доллару и евро.

Не курсом единым

«Стабилизация курса рубля вряд ли окажет сколь-либо существенное влияние на цены на автомобили, которые находятся под влиянием совершенно иных факторов, — считает руководитель департамента продаж Идемитсу Лубрикантс Рус Дмитрий Парфенов. — Прежде всего, на российское автомобилестроение продолжают оказывать негативное воздействие трудности с импортом полупроводников, вызванных глобальным кризисом их производства, который тянется с прошлого года и до сих пор не закончился».

«Также свою лепту вносят рост цен на черные и цветные металлы, используемые в процессах выпуска машин, и высокие процентные ставки по кредитам на покупку автомобилей. И, наконец, ряд иностранных автомобильных компаний заявили об уходе с российского рынка, что чревато самым сильным спадом продаж машин за последние 10 лет. В результате на внутреннем рынке раздувается дефицит, который в свою очередь взвинчивает цены, и до конца 2022 года предпосылок для их снижения не предвидится», — уверен эксперт из Идемитсу Лубрикантс Рус.

В оффлайне стабильно высокие

«На данный момент стоимость новых автомобилей остается на прежнем уровне — предпосылок для снижения цен пока нет, — рассказал заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ “АВИЛОН” Алексей Стариков. — Прайсы в марте выросли, в том числе из-за остановки отгрузок новых автомобилей. Производители повысили РРЦ в диапазоне 40−60% в зависимости от бренда и модели, дополнительно были приостановлены программы поддержек продаж. Ожидается, что снизятся цены на автомобили с пробегом, предположительно это произойдет в течение ближайших месяцев».

«К сожалению не думаю, что в ближайшее время нас ждет снижение цен на новые автомобили, — рассказал генеральный директор IT-компании страховых продуктов Simble Станислав Пушевский. — В автобизнесе существует определенный промежуток между выкупом автомобиля и его доставкой в автосалон. Он может достигать 3−6 месяцев. Поэтому автомобильная индустрия реагирует не на мгновенные курсы валют, а на дальнейшие перспективы. При этом у многих компаний действует внутренний курс рубля, который используется при расчетах, и при резких колебаниях уходит время, чтобы этот “внутренний” курс определить».

По словам эксперта, повышение цен произошло не только из-за скачка доллара, но и из-за геополитических и экономических рисков, и они все еще существуют. Также снижению цен препятствует разрыв логистических цепочек и подорожание доставки товаров, и прибавьте к этому низкие запасы на складах. Рынок еще не успел переориентироваться и адаптироваться к новой реальности, поэтому снижения цен в последующие 3−6 месяцев точно не предвидится.

В онлайне начали снижаться

Есть и те, кто отмечает позитивные тренды. По словам руководителя системы онлайн-покупки новых автомобилей CarClick.ru Сергея Пиголкина, цены на новые автомобили, рванув в марте вверх на 40−60% на фоне опасений обесценения рубля и высокой неопределенности, обрушили рынок. Тогда своих владельцев нашли лишь 80 тысяч авто, что почти в 2 раза ниже ожидаемого. Этот фактор не мог не сказаться на изменении позиций как минимум ряда игроков рынка, тем более курс рубля достаточно быстро вернулся к привычному уровню.

«С наступлением апреля цены показывают разнонаправленную динамику, но у ряда производителей и дилеров они уже начали снижени, — пояснил эксперт из CarClick.ru. — Приведу ряд примеров: если в ходе аукционов на нашей платформе в середине марта мы фиксировали цены на популярный Hyundai Solaris 1.6 АКП в комплектации “Актив Плюс” в диапазоне 1,8−1,9 млн рублей, что сводило продажи к единицам, то вчера и сегодня цены опускались уже до 1,5−1,6 миллиона рублей, что примерно на 350 тысяч рублей выгоднее».

«Полноприводный Mercedes E-класса в марте торговался в диапазоне 8−9 млн рублей, а сейчас уже 6−6,5 миллиона — цена снизилась более чем на 2 миллиона рублей! — констатирует Сергей Пиголкин. — Skoda Karoq 1.4 в комплектации “Актив” потерял за неделю почти 500 тыс. рублей, и сейчас реализуется по ценам 2,5−2,6 млн рублей против 3−3,1 миллиона. Аналогично хорошее снижение цен идет по всем китайским брендам, по Nissan, небольшие подвижки видим по Toyota Camry и RAV4».

Фактор неопределенности

По словам генерального директора компании «Мой Автопрокат» Дмитрия Матвеева, сейчас нельзя ориентироваться на цены, которые рекомендуют автомобильные компании в РФ, как раньше. Есть повсеместная тенденция к их снижению. Но насколько машины подешевели в процентном соотношении, сказать сложно, так как в каждом регионе разная степень дефицита.

Однозначный ответ на вопрос о снижении цен на новые автомобили сейчас дать нельзя, ведь на них влияет не только рубль, рассказал Авто Mail.ru CEO в Raddy.com Константин Калинин. Введенные санкции резко сократят количество авто на территории России при любых валютных курсах, а это значит, что при неизменном уровне спроса снизится предложение. Это, в свою очередь, приведет к повышению цен как на отечественные, так и на азиатские марки. С другой стороны, снижение курса валют не может не давить на цены у дилеров. Изменения напрямую повлияют на закупки иномарок, запчастей к ним, а также на итоговую цену сборки в России.

«На росте или падении цен на новые автомобили также сказывается политика правительства РФ и состояние черного рынка, — поясняет эксперт из Raddy.com. — Все перечисленные факторы вкупе дают результат, который мы имеем сегодня. Ускорится ли инфляция, стабилизируется ли рубль, легализуют ли часть “серого” рынка — предугадать никто не может. Если исключить десятки и сотни таких “раздражителей” и оставить только укрепление рубля, то, конечно, можно сказать, что цены на авторынке упадут. Однако каким будет реальное будущее, никто точно знать не может».