Усугубляет ситуацию снижение спроса на фоне роста ключевой ставки и цен. Турбулентная ситуация на рынке может продлиться полгода, полагают эксперты и игроки, рассчитывая, что поддержку сегменту могут оказать автомобили с пробегом. Рынок автокредитования не схлопнулся в ноль, банки продолжают выдавать кредиты, хотя и меньше в 1,5−2 раза, говорит собеседник «Ъ» из числа банкиров. По оценкам РГС-банка, с 1 марта ежедневные выдачи снизились в четыре раза, и такая тенденция сохранится в течение как минимум марта.
Сами по себе машины в продаже есть, но непонятно, как долго они будут, в каком количестве и по каким ценам, поэтому все участники рынка заняли выжидательную позицию, поясняет собеседник «Ъ». «Посыпались логистические цепочки», говорит он, причем ситуация куда менее прогнозируемая, чем во время, к примеру, «коронакризиса». Тогда проблема была связана с тем, что логистических мощностей не хватало, чтобы доставить накопившиеся за период простоя товары. Нынешние проблемы вызваны опасениями компаний попасть под вторичные санкции, поясняет собеседник «Ъ»: «С точки зрения “короны” было ясно, что вопросы решаемы. С санкциями этого нельзя сказать: многие страны живут под ними десятилетиями».
По словам предправления РГС-банка Алексея Токарева, какое падение будет сейчас, прогнозировать трудно, идет активный процесс перенастройки. «Но с уверенностью можно сказать, что ниже 1 млн штук проданных новых автомобилей рынок не опустится, — отмечает он.— На налаживание новых процессов понадобится 1,5−2 месяца».
В 2021 году было выдано 935 тыс. автокредитов. Средний чек составил 1,33 млн руб. (28% — рекорд за пять лет). За январь—февраль 2022 года было выдано 130,5 тыс. автокредитов, что на 8% меньше, чем за аналогичный период 2021 года. Объем выдач за первые два месяца текущего года составил 174,9 млрд руб., что на 34% больше, чем в 2021 году. Средний чек за год вырос на 45,5%, до 1,376 млн руб., следует из данных Frank RG.
Основную ставку в условиях неопределенности банкиры делают на вторичный рынок автомобилей. Проблемы, связанные с исходом производителей из России, коснутся только 20% рынка, которые занимает кредитование именно новых автомобилей, отмечает один из собеседников «Ъ» на рынке автокредитования. Большую часть рынка занимают автомобили с пробегом, и этот сегмент будет в сложившихся обстоятельствах развиваться лишь динамичнее, согласен начальник управления организации продаж автокредитов ВТБ Владимир Высоцкий. Ускорится тенденция по привлечению цивилизованных, в том числе финансовых, инструментов в сегмент подержанных автомобилей, добавляет он, до сих пор далеко не все сделки там были охвачены автокредитованием.
На статистике февраля еще не сказались геополитические события и последовавшее за ними сжатие рынка. Напротив, после 24 февраля, в последнюю неделю месяца, РГС-банк фиксировал резкий всплеск заявок на автокредиты — клиенты стремились успеть получить кредит по старым ставкам и по еще доступной стоимости автомобиля. Но в дальнейшем из-за роста цен на автомобили и роста ключевой ставки, повлекшей за собой рост ставки по автокредитам на 4−6 процентных пунктов (п. п.), будет отсечена от автокредитования часть потенциальных клиентов, полагает один из собеседников «Ъ».
Сейчас у топ-5 банков по объему портфеля автокредитов в 2021 году минимальная ставка по кредиту на приобретение нового автомобиля (с залогом) составляет 25,4% (это при получении кредита непосредственно в банке, ставка по кредиту у дилера будет выше на 2−4 п. п.), что касается автомобилей с пробегом, тут минимальная ставка составляет 25,99%, уточняет аналитик банковских рейтингов НРА Наталия Богомолова. С учетом сжатия платежеспособного спроса и падения доходов, полагает она, в текущем году рост рынка автокредитования будет минимальным.
Полина Трифонова