Не успев оправиться от последствий эпидемии коронавируса и дефицита электронных компонентов, автомобильный рынок России испытал новые проблемы. На фоне продолжающегося дефицита новых машин и роста цен на них, импортеры стали отказываться от поставок автомобилей в нашу страну. Авто Mail.ru попросил экспертов оценить перспективы российского рынка.
Что будет с автомобильным рынком в России?
«Что касается авторынка в целом, то очевидно, что цены на автомобили будут и дальше расти, не только потому, что продолжится и обострится дефицит автомобилей, а еще и потому, что доля валютной составляющей в себестоимости в автопроме на сегодня весьма значительна», — прокомментировали ситуацию в пресс-службе РГС Банка.
«Давать сейчас какую-то оценку сложно, потому что в уравнении появилось больше переменных, — рассказала генеральный директор компании “Газпромбанк Автолизинг” Лилия Маркова. — Ранее наш прогноз рынка в 2022 году предполагал снижение продаж в первой половине года (на фоне относительно высокой базы прошлого года) и восстановление во второй (на фоне решения проблем с логистикой)».
Стоит ли сейчас покупать автомобиль?
«Нет, цены необоснованно завышены, — уверен генеральный директор сети “Мой Автопрокат” Дмитрий Матвеев. — Если нет острой необходимости в автомобиле здесь и сейчас, рекомендую отложить покупку плюс-минус на год и задуматься о каршеринге или аренде авто вместо приобретения его в собственность. Очень возможно, что в вашем конкретном случае это будет куда более выгодно с точки зрения нагрузки на ваш бюджет, чем покупка новой или б/у машины».
«Сейчас мы отмечаем очень существенный рост предложений на выкуп автомобилей с пробегом, — рассказал генеральный директор ГК АВТОDOM Андрей Ольховский. — Вполне возможно, клиенты хотят иметь более ликвидный инструмент, чем автомобиль. Тем не менее, людям, которые “еще вчера” думали о покупке автомобиля, я рекомендую побыстрее финализировать свое решение».
Стоит ли сейчас покупать машину в кредит?
«Что касается покупки, тем более в кредит, — важно понимать, что в любой кризисный период обращения за кредитами нужно сводить до абсолютного минимума. Желательно от них отказаться совсем», — рассказал Управляющий российским филиалом международного сервиса Financer.com Ltd. Давид Шарковский.
«Действительно, сейчас складывается ситуация, которая, казалось бы, подогревает интерес к приобретению кредитного автомобиля. Но куда важнее при оценке такого приобретения посмотреть на ситуацию с финансовой стабильностью вашей семьи. Если ее финансовое положение далеко от стабильного или на покупку автомобиля нужно более 50% заемных средств, а сама машина не нуждается в срочной замене/приобретении, сейчас лучше покупку отложить и заняться “укреплением тылов”», — считает эксперт.
Тем, кто все же решился на покупку новой или подержанной машины в кредит, топ-менеджер ГК «АВТОDOM» Андрей Ольховский рекомендует: «Сейчас лучше оформлять кредит на более длительный срок с меньшим ежемесячным платежом с возможностью досрочного погашения. В среднесрочной перспективе инфляция будет выше, чем сегодняшняя процентная ставка по кредиту».
Что будет с ценами на машины?
«Повторяется ситуация 2014 года — спекуляция в моменте, — уверен глава сети “Мой Автопрокат” Дмитрий Матвеев. — Прайс-листы корректируются по тому же сценарию. Цены как на новые, так и на б/у автомобили очень четко коррелируют с курсом валют, так как компоненты автомобилей покупаются за евро/доллары. Чтобы предположить, что будет с ценами на автомобили, — смотрите на валютные котировки».
«Я думаю, в течение 6 месяцев российские власти будут удерживать рубль в требуемых диапазонах — все инструменты для этого у нас есть, — рассказал Андрей Ольховский из ГК “АВТОDOM”. — Если автомобили будут поступать к дилерам, то цена будет повышаться постепенно в среднем на 3−4% ежеквартально, даже если не будет роста курса рубля».
Что будет с запчастями?
«Цены вырастут прогнозно на 20−30% от сегодняшних, — считает управляющий партнер Академии Кузовного Бизнеса Егор Остроушко. — Так как в отличие от цены на автомобиль, цены на запчасти сложнее отследить потребителю. Сроки поставок увеличатся на временном лаге 3−5 месяцев. К июлю сроки поставки скорее всего вернутся к показателям февраля 2022 года». В то же время глава сети «Мой Автопрокат» не видит каких-то сложностей в этой области: «Новые запчасти есть на складах, а б/у запчасти перекрываются с разборок».