Человечество буквально замерло в ожидании 2022 года, боясь даже предположить, какие еще напасти он с собой принесет. Пойдет ли на спад пандемия, нагрянет ли очередной природный катаклизм, что будет с глобальной экономикой – прогнозов на эти и многие другие темы хоть отбавляй.
Ну и мы не останемся в стороне и постараемся предположить, что же ждет автомобилистов. На вселенский масштаб не претендуем, а вот про нашу страну вполне можно поговорить. Благо исходных данных для того, чтобы с той или иной уверенностью предсказать водительское будущее, хватает.
Нового КоАП не ожидают, но штрафов станет больше
Не покривим душой, заявив, что водителей больше всего волнуют штрафы и другие наказания за нарушения ПДД. В течение всего уходящего года многие периодически обращались к теме нового КоАП, разрабатываемого Минюстом. В основном интерес вызывали инициативы по ужесточению ответственности за нарушения ПДД. Однако, по всей видимости, нового закона в наступающем году ждать не стоит: слишком уж большой и противоречивый получается документ.
В то же время «с паузы» могут снять некоторые отдельные вопросы, связанные с дорожными нарушениями. Ряд инициатив, принятых в первом чтении, уже давно пылится в Госдуме, но принято решение не вносить их в действующий документ, а сразу отразить в проекте нового КоАПа.
Однако неопределенность сроков появления нового кодекса и громкие ДТП с автоблогерами (а по факту просто дорожными рецидивистами) заставили пересмотреть подход. В частности, заговорили о необходимости установить ответственность за так называемое опасное вождение, понятие которого включено в Правила дорожного движения более пяти лет назад. В каком виде законопроект увидит свет, пока непонятно, но такая работа ведется.
А вот что появится непременно, так это возможность наказывать нарушителей ПДД в автоматическом режиме, как это делают сегодня камеры, на основании фотографий и видеозаписей, полученных с помощью специального приложения для смартфонов. Поручение завершить к началу лета работу над законопроектом дал правительству по итогам октябрьского заседания Госсовета Президент.
После принятия закона с условным названием «Народный инспектор», проект которого тоже лежит в Думе уже не первый год, любая бабушка, имеющая хотя бы минимальные навыки общения со смартфоном, сможет заменить инспектора ДПС, «сдавая» нарушителей властям, которые будут выносить постановления о привлечении владельца к ответственности. Процесс уже откатан в Москве (приложение «Помощник Москвы») и ряде других регионов, но распространяется пока только на «статичные» нарушения правил парковки.
Право наказывать на основе данных с дорожных камер полиция может передать региональным властям
Владимир Путин поручил завершить к 1 июня работу по передаче полномочий по администрированию правонарушений, зафиксированных камерами, региональным властям.
Пример есть – Московская административно-дорожная инспекция уже восемь лет перевыполняет планы по штрафам за остановку и стоянку под запрещающими знаками. Вроде бы что плохого? На самом деле все не так радужно и весьма вероятно, что ничего нового, кроме увеличения количества штрафов, эта инициатива не даст. Ведь в существующем механизме, когда камерами владеют владельцы дорог – субъектовые и муниципальные власти, а выносит постановления о привлечении к ответственности Госавтоинспекция, был определенный баланс.
Дело в том, что у полиции, финансируемой из федерального бюджета, не было прямой финансовой заинтересованности в сборе штрафов, идущих в субъектовый бюджет. В то же время со служивых спрашивают за состояние аварийности, причем спрашивают строго.
Небольшим утешением может стать право Госавтоинспекции согласовывать места установки камер, чтобы они работали не на пополнение бюджета, а на безопасность. Соответствующий законопроект тоже готовится к принятию.
Поправки в ПДД по электросамокатам под большим вопросом
Еще одно нововведение уже практически реализовано, но нормативно не доведено до конца. Речь о фактической отмене техосмотра для личного легкового транспорта. На законодательном уровне соответствующие приняты в уходящем году, а теперь, по сути, осталось «отшлифовать» систему подзаконных актов. В отношении коммерческого транспорта требования, напомним, остались прежними. Кроме того, частникам тоже придется проходить техосмотр перед продажей машины в возрасте старше 4 лет.
А вот ждать изменений в Правилах дорожного движения в будущем году не стоит. Из-за бюрократических рамок любые поправки в ПДД теперь возможны только путем переиздания документа целиком. Сделать это оперативно невозможно, поэтому «подвисли» в том числе очень ожидаемые поправки, связанные с электросамокатами и прочими средствами индивидуальной мобильности. Проект правительственного постановления давно готов, но его внесение откладывается на неопределенный период.
Ужесточат контроль за медицинскими противопоказаниями к управлению транспортом. Во-первых, с 1 марта Минздрав вводит в действие новый порядок получения медсправок, по которому отдельных лиц, в отношении которых есть подозрения в пагубных пристрастиях, медкомиссия будет направлять на дополнительные обследования. Во-вторых, ведется работа по организации оперативного обмена информацией между органами Госавтоинспекции и здравоохранения, чтобы о выявившихся проблемах со здоровьем становилось известно сразу, и это позволило бы своевременно аннулировать права.
Что касается самих прав, то, вероятно, со следующего года вслед за свидетельством о регистрации они перейдут в цифровой вид. Эксперимент, проводившийся Минцифры и МВД в уходящем году, признан успешным и имеет все шансы быть реализованным уже на постоянной основе. Напомним, с помощью приложения «Госуслуги. Авто» свидетельство о регистрации трансформировалось в QR-код, который мог считать инспектор ДПС.