Будут ли штрафовать водителей за летние шины зимой?
Не будут! Сам факт эксплуатации машины без зимних шин поводом для штрафа быть не может. Действительно, Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (приложение 8, пункт 5.5) запрещает в зимний период (декабрь, январь, февраль) эксплуатацию легковых машин, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими ряду требований, главные из которых – наличие соответствующей маркировки и остаток протектора более 4 мм. Запрет запретом, однако ответственности за нарушение требований техрегламента (кроме относящихся к светопропусканию стекол) в законе до сих не предусмотрено, поэтому оснований для штрафа нет.
Означает ли это, что я могу проездить зиму на летних шинах без санкций со стороны ГИБДД?
Не означает. Во-первых, к летним шинам тоже есть требования. Причем содержатся они не только в техрегламенте (за нарушение требований которого, напомним, не штрафуют), но и в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Этот документ ошибочно считают приложением к Правилам дорожного движения, хотя на самом деле он вполне себе самостоятелен.
Возвращаемся к требованиям к шинам. Согласно приложению к упомянутым выше Основным положениям (пункт 5.2), все колеса должны быть без повреждений. Высота протектора летних шин должна быть больше 1,6 мм, зимних – 4 мм (пункт 5.1). Нередко автомобилисты обращают внимание только на размерность покрышек, хотя не менее важны также индексы скорости и нагрузки (обозначаются соответственно буквами от F до Y и числами от 0 до 200), каждому из которых соответствуют свои параметры. Уточнить их можно в руководстве по эксплуатации.
Можно ли сэкономить, поставив зимние шины только на ведущую ось?
Сэкономить можно, хотя и нежелательно. Основные положения (пункт 5.5 приложения) запрещают устанавливать разные колеса только на одну ось. Но и на разных осях нельзя использовать одновременно ошипованные и неошипованные шины. Даже если эти запреты удалось обойти, и зимние «липучки» поставлены только на одной оси, разность коэффициентов сцепления между передней и задней осями может сыграть злую шутку на скользком покрытии. Худший вариант – это зимние шины на ведущей оси переднеприводного автомобиля и летние – на оставшейся. На льду может быть достаточно просто отпустить педаль газа, перейдя в режим торможения двигателем, чтобы машину развернуло.
Помимо высоты протектора и прочего, если ли еще требования к шинам, которые необходимо соблюдать?
Есть. Нормативно это не закреплено и штраф не грозит, но в интересах автовладельца, чтобы шины были не очень старыми и, если они ошипованные, все же содержали большую часть шипов. В противном случае следствием становится ухудшение эксплуатационных характеристик, которые могут стать неожиданностью для водителя. Вроде, шина по виду вполне приличная, а «уставшая» резина начала терять эластичность и больше не держит машину так же надежно. К тому же могут быть проблемы и с прочностью.
Что касается шипов, то чем их больше, тем лучше сцепные свойства на льду и укатанном снегу – там, где традиционно выигрывают «шиповки». И не думайте, что по мере потери шипов шина просто превращается в липучку: они слишком различны по конструкции, чтобы это было так.
Нарушения с шинами могут привести к лишению прав или аресту. Это так?
Теоретически да. Дело в том, что в случае так называемых длящихся правонарушений (которые нельзя прекратить, просто остановив нарушителя) полиция стала использовать институт выдачи письменных требований об устранении нарушений законодательства. Чаще этот механизм применяют при чрезмерной тонировке или, например, значительных доработках конструкции, включая тюнинг. Водителю дают некоторый срок (как правило, несколько дней) для того, чтобы устранить нарушение, по истечении которых, если требование не выполнено, могут привлечь к ответственности по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ, отправив под арест на срок до 15 суток.
Второй вариант – прекращение регистрации автомобиля как несоответствующего требованиям безопасности. При управлении такой машиной на первый раз оштрафуют на 500–800 рублей (часть 1 статьи 12.1 КоАП РФ), а при повторном нарушении – уже на 5000 рублей, а отдельных «счастливчиков» могут лишить права управления на 1–3 месяца (часть 1.1 той же статьи). Но, повторимся, в отношении нарушителей правил установки и использования шин подобные меры – скорее экзотика, чем правило.