НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Правила тонировки опять хотят изменить

13 сентября 2021 15:30
Недавно один из депутатов предложил либерализовать нормы тонировки. Авто Mail.ru разбирается, почему эта инициатива обречена на провал

Про тонировку автомобилей сказано уже много, но приближение выборов в Государственную Думу и проснувшаяся в этой связи активность народных избранников заставили вернуться к теме еще раз. Возмутителем спокойствия теперь стал председатель комитета Думы по труду, либеральный демократ Ярослав Нилов, который разослал в Правительство, МВД и Минтранс предложение о пересмотре норм тонировки передних стекол, снизив их с разрешенных 70 до 50 процентов.

В качестве аргумента избранником были приведены жалобы автовладельцев на то, что их привлекают к ответственности за превышение норм светопропускания, используя древний и потому отмененный стандарт. Кроме того, по словам депутата, современные автомобили и так уже имеют 70-72-процентное светопропускание, а в условиях экстремальной жары, обрушившейся на нашу страну прошедшим летом, без затемнения стекол комфортное и, следовательно, безопасное движение просто никак невозможно. Вот, собственно, и все аргументы.

Что бы ни говорили владельцы тонированных машин, по законам природы темные стекла лишают водителя значительной доли информации об окружающем пространстве

Не будем погружаться в глубокую науку, ведь достаточно просто логических выкладок. Ученые утверждают, что от 60 до 85% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения, которое работает на принципах передачи, восприятия и преобразования мозгом световых волн. Характеристики зрения, такие, как световая и контрастная чувствительность, острота и прочие, определяются не только физиологией глаза, но и параметрами световых волн.

Фото: РИА Новости

Нельзя сказать, что 50-процентное затемнение стекла кратно снижает способности восприятия зрительной информации, но то, что корреляция между ними существует, бесспорно. Говорить о том, насколько важна зрительная информация для водителя и какова цена уменьшения ее объема, смысла не имеет. Как представляется, одно это уже может служить основным аргументом против либерализации норм светопропускания стекол, через которые водитель видит окружающую обстановку.

По существующим нормативам передняя полусфера авто должна пропускать не менее 70% падающего на нее света

В нашей стране водителей автомобилей, стекла которых излишне затемнены, наказывают вовсе не за нарушение требований старого ГОСТа 5727–88, по которому ветровое стекло должно было пропускать не менее 75% света, а передние боковые — не менее 70%.

В части 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ прямо написано, что ответственность в виде 500-рублевого штрафа наступает за «управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств». Речь идет о регламенте таможенного союза 018/2011, который говорит, что «светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%».

Иными словами, даже если бы инспектор захотел официально оштрафовать водителя по старому ГОСТу, у него нет для этого даже теоретической возможности. Кстати, указанная норма техрегламента появилась не на пустом месте, а в развитие требований, установленных коллегиально на международном уровне ведущими автопроизводителями из разных стран и закрепленных в так называемых Правилах ЕЭК ООН. Поэтому сетовать на волюнтаризм российских властей бессмысленно. Да, есть страны, где эти нормы не применяются в силу того, что они не связаны соответствующими международными договоренностями, но их меньшинство и расположены они, как правило, на других континентах. В то же время отнюдь не самые холодные страны типа Испании, Италии или Португалии каким-то образом умудряются соблюдать единые правила, не жалуясь на жару.

Даже прозрачная пленка, наклеенная на стекла, может стать поводом для наказания

В чем господин Нилов прав, так это в том, что современные стекла, даже кажущиеся абсолютно прозрачными, действительно могут находиться на границе допустимых значений светопропускания. Как правило, это случается если машина не новая, а стекло уже затерто. Так называемая «атермальная» пленка, которая поглощает инфракрасное излучение, хотя и выглядит прозрачной на вид, тоже «съедает» изрядную долю света. Поэтому-то действительно нередки случаи, когда люксометр, который использует ГИБДД для выявления нарушителей, показывает превышение норм светопропускания даже у законопослушных водителей.

Впрочем, это повод не снижать нормы, а задуматься о состоянии автомобиля. Отсюда следует еще один вывод: что бы вам ни говорили представители тонировочного бизнеса, пленка с даже едва заметным затемнением с высокой долей вероятности переведет ее обладателя на стеклах в разряд нарушителей. А уж если во главе угла критерий эстетики (некоторые считают, что с темными стеклами машина выглядит привлекательнее), то шансов сделать одновременно красиво и по закону нет вообще ни одного!

Фото: РИА Новости

Как мы уже выяснили, штраф за излишне тонированные стекла составляет всего 500 рублей, поэтому многие готовы отстегивать регулярно эту сумму в бюджет ради того, чтобы ездить не «в аквариуме». Красота требует жертв! Но не все так просто. Полиция ряда регионов взяла на вооружение практику принуждения водителей удалить с передних стекол пленку путем выдачи письменных требований об устранении нарушения законодательства и привлечения не выполнившего ее водителя к ответственности по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ. То есть на первый раз оштрафуют и выдадут бумагу с требованием удалить пленку, и если в следующий раз водитель попадется опять, его отправят суд, который может приговорить к административному аресту на срок вплоть до 15 суток.