НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Придут в ГОСТы: в РФ могут отменить часть штрафов с видеокамер

14 июля 2021 10:00
Чиновники хотят признать незаконными штрафы с камер, установленных с нарушениями

Штрафы с видеокамер, установленных на дорогах не по ГОСТам, могут отменить. Как выяснили «Известия», правительство поддержало законопроект сенаторов, которым предлагается внести поправки в КоАП, изменяющие процедуру наказания водителей. Сейчас стандарты не обязательны к исполнению, но если закон примут, то кабмин получит полномочия по установлению требований к таким техническим средствам и порядку их применения. При фиксации нарушения камерой, которая не соответствует требованиям правительства, административное дело по нему не может быть начато, а если оно уже запущено, то должно быть прекращено. Законопроект готовы поддержать в большинстве фракций Госдумы. Эксперты считают, что это единственный способ решить проблему с незаконными штрафами.

Главное — обоснуй

Как выяснили «Известия», правительство дало положительный отзыв на законопроект сенаторов Андрея Турчака, Ирины Рукавишниковой и Андрея Клишаса «О внесении изменений в статьи 2.61 и 24.5 КоАП». Документом предлагается наделить кабмин полномочиями по определению новых требований к специальным техническим средствам (СТС), имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, используемых для автоматической фиксации административных правонарушений на дорогах.

Кроме того, сенаторы предложили передать правительству полномочия по установлению порядка применения СТС. В том числе, их размещения, информирования о местах расположения, обозначения, а также обработки, хранения и направления информации ГИБДД. Как заявляют авторы, сегодня в России действует сразу несколько национальных стандартов, регламентирующих работу средств видеофиксации: ГОСТ No Р 57144-2016 и ГОСТ NoР 57145-2016. Однако пока выполнять их владельцам камер необязательно.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Законопроектом также вносится поправка в статью КоАП «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении». К ним предлагают отнести фиксацию административного правонарушения СТС, которые не соответствуют установленным требованиям.

«Нарушения установленных правительством РФ требований и порядков предлагается закрепить в ст. 24.5 КоАП в качестве самостоятельных обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению», — поясняют сенаторы в сопроводительной записке к законопроекту, который имеется в распоряжении «Известий».

Для урегулирования правительством указанных положений авторы предлагают ввести отлагательный срок вступления закона в силу: по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

«Законопроект направлен на обеспечение правовых гарантий законности и обоснованности привлечения граждан к административной ответственности. Правительством РФ законопроект поддерживается», — говорится в положительном отзыве кабмина. Документ есть у «Известий».

Как пояснили «Известиям» в Совете Федерации, причиной разработки новых норм стал рост количества новых средств фиксации нарушений, а вместе с ним и не всегда обоснованных штрафов водителям.

Например, в 2019 году использовалось свыше 17 тыс. специальных технических средств, с применением которых вынесено свыше 122,1 млн постановлений по делам об административных правонарушениях. Это на 15,6% больше показателей 2018 года. В 2020 году камер наблюдения за водителями насчитывалось уже свыше 19,3 тыс. С их помощью было вынесено 145,5 млн постановлений. Сумма назначенных штрафов составила 94 млрд рублей.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Среди регионов, где были нарушены права водителей, в СФ лидерами назвали Москву, Татарстан, Волгоградскую, Вологодскую и Тюменскую области. В этих субъектах из-за некорректной работы СТС десятки тысяч автовладельцев были вынуждены обжаловать вынесенные в отношении них постановления.

Для заработка или для безопасности

Законопроект готовы поддержать в профильном комитете Госдумы по транспорту.

— С 2017 года я говорю об этом с трибуны парламента. В России нет ни одного правового акта, который регулирует количество камер на одном участке дороги, как и нет определения самого участка. МВД в своем ответе мне это в свое время подтвердило, — заявил «Известиям» зампред комитета Александр Старовойтов, отметив, что в нижней палате также была проделана большая работа для появления подобных норм.

По его словам, ранее Минтрансу было поручено разработать нормативно-правовые акты, которые отрегулировали бы эту проблему. В итоге министерство подготовило методику по размещению видеокамер, фиксирующих нарушения. Однако никаких штрафов за нарушение этой методики не предусмотрено, поскольку на уровне закона такие положения не были закреплены, и ситуация никак не изменилась, пояснил парламентарий.

Положительно отнеслись к инициативе и во фракциях.

— У населения сложилось устойчивое мнение, что эти камеры нужны для зарабатывания денег. Но изначально они устанавливались для обеспечения безопасности и соблюдения правил ПДД. Однако во многих регионах сегодня стали их установкой злоупотреблять, — пояснил «Известиям» первый зампред фракции «Единой России» Адальби Шхагошев.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов обратил внимание на то, что большей частью этих камер владеют частные лица, которые получают доход и заинтересованы в наращивании штрафов и большем их количестве.

В КПРФ заявили, что готовы поддерживать любые инициативы, которые идут на защиту интересов граждан. Однако во фракции хотят дождаться рассмотрения законопроекта в парламенте, чтобы изучить возможные подводные камни.

Председатель координационного совета Федерации автовладельцев России Сергей Канаев уверен, что если правительство получит предложенные полномочия, то это решит проблему незаконных штрафов.

— Действительно, ГОСТы, по которым должны устанавливаться видеокамеры на дорогах, сегодня добровольные. Еще когда руководителем Росстандарта до декабря 2020 года был Алексей Абрамов, мы с ним это не раз обсуждали, — пояснил он «Известиям».

Сергей Канаев отметил, что многие регионы и частные лица, которые владеют этими СТС, ставят их на скоростных участках дорог специально, чтобы зарабатывать деньги, которые по концессионным соглашениям идут к ним и тем, кто камеры обслуживает. По словам эксперта, с одного вынесенного штрафа перечисляется по 230 рублей.