НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Nissan Qashqai и X-Trail с «автопилотом»: как они едут

10 июня 2021 15:30
Комплекс Nissan ProPilot наконец полноценно добрался до России — кроссоверы Qashqai и X-Trail 2021 года могут сами держать дистанцию и положение в полосе. Как работают эти системы, и отличается ли чем-то Nissan от конкурентов?

Nissan, как и все мировые автопроизводители, уже очень давно работает над системами автопилотирования. Еще полтора года назад журналисты Авто Mail.ru испытывали в Англии Nissan Leaf, в котором вообще не нужно держаться за руль.

Полноценный автопилот, однако, пока остается мечтой для всех производителей — как минимум, такие системы никак не регулируются законодательно. В разных странах разрешены испытательные поездки при определенных условиях, но за этим исключением управлять машиной все-таки должен водитель.

Что умеет Nissan ProPilot?

Комплекс ProPilot — это своего рода будущий автопилот. Разработчики Nissan между собой называют систему «ад», то есть AD — от autonomous driving. Но у той версии, что появилась на российских версиях Qashqai и X-Trail, конечно, от настоящего автопилота есть не так много.

Nissan Qashqai и Nissan X-Trail

Две основные функции российской версии ProPilot — адаптивный круиз-контроль и удержание полосы. В Nissan подчеркивают, что эти ассистенты предназначены для использования на трассе, а не в городе. В этом ключевое отличие от аналогичных систем в автомобилях Skoda. У чехов пакет опций с адаптивным «круизом» и удержанием полосы даже и называется Traffic Jam Assist, то есть ассистент движения в пробке.

На самом деле новые системы Nissan нормально работают не только на трассе, но и в городских условиях: во время нашего теста ни одного «косяка» они не выдали. Но разработчикам, конечно, виднее: за городом, так за городом.

Почему мы говорим именно о «российской» версии ProPilot? Изначальную европейскую систему серьезно дорабатывали для нашей страны в исследовательском центре Nissan, созданном в РФ.

В России отключена функция распознавания дорожных знаков и, соответственно, возможность автоматически ехать «по знакам». Сделано это по понятным причинам — порядок в расстановке знаков у нас далек от европейского.

Кроме того, у нас по правилам не везде нужны знаки отмены, а оригинальный ProPilot ориентируется на них. Сыграли свою роль и традиционные «+20» к разрешенной скорости. В алгоритмы электроники закладывать допустимое превышение скорости как минимум неэтично, но и заставлять наших водителей ехать 60 км/ч везде, где написано «60», в Nissan не рискнули.

Как работает адаптивный круиз-контроль?

Задача адаптивного круиз-контроля — удерживать заданную скорость и автоматически снижать ее, если впереди есть другой автомобиль. Машина спереди перестроится — Nissan ускорится. Ноги с педалей можно убрать, но контролировать дорожную ситуацию нужно.

Несмотря на то, что производитель, с одной стороны, подчеркивает, что использовать систему лучше всего на трассе, в ProPilot входит и функция, облегчающая вождение в пробке. При наличии автомобиля спереди адаптивный круиз-контроль работает на любой скорости от 0 до 170 км/ч. Если длительность остановки в пробке не превышает 3 секунд, то автомобиль при включенном «адаптиве» тронется с места сам. Когда спереди нет другого транспорта — до скорости 30 км/ч система не будет включаться.

Как работает система удержания в полосе?

Задача системы удержания полосы в рамках ProPilot — не вести машину за водителя, а сохранить траекторию автомобиля, если человек по какой-то причине бросит управление. Когда водитель не прилагает никакого усилия к рулю на протяжении 8 секунд, система сигнализирует об опасности.

Если реакции нет и дальше, то автомобиль начнет плавно притормаживать — до полной остановки. Указанные 8 секунд — это наши собственные замеры во время теста. В Nissan точного времени не назвали, но подтвердили, что речь идет о примерно таком промежутке. «Аварийка» при такой экстренной автоматической остановке в Nissan, в отличие от автомобилей некоторых других марок, не включится.

Как пользоваться «автопилотом» в Nissan

Что порадовало при знакомстве с российской версией ProPilot — система включается действительно удобно и интуитивно. Пожалуй, это одна из лучших реализаций на нашем рынке.

Чтобы включить сразу оба ассистента, достаточно один раз нажать на заметную голубую клавишу на руле. Затем кнопкой Set устанавливается скорость — при нажатии фиксируется актуальная скорость, а клавишами + и — можно ее скорректировать.

При включенном «адаптиве» на дисплее между тахометром и спидометром загорится индикатор Cruise и появится информация об установленной максимальной скорости и дистанции (полоски между схематичным изображением собственного капота и впереди идущего автомобиля)

Регулировать дистанцию можно специальной клавишей на руле

Ассистент полосы запускается одновременно с «адаптивом». О его работе сообщают зеленые полосы на дисплее. Если электроника «теряет» разметку, то одна или обе зеленые полосы погаснут, и автомобиль выдаст звуковое предупреждение. Это решение необычно для российского рынка и на самом деле слегка напрягает. Если разметка не идеальна, то машина «теряет» ее достаточно часто, и на трассе звуковые сигналы раздаются буквально каждый километр.

Если разметка не считывается, то, естественно, не работает ассистент полосы. О том, что все в порядке, сигнализирует зеленый значок в виде рулевого колеса.

Когда водитель не держит руль слишком долго по мнению системы, на дисплее появляется предупреждение

Все ассистенты ProPilot отключаются при нажатии на педаль тормоза, но после торможения можно заново вернуться к установленным настройкам. Есть вариант и совсем их отключить — достаточно снять соответствующие галочки в меню на приборной панели. Тогда и для запуска потребуется лезть в это меню. Это стандартная схема для всех автомобилей с подобными функциями.

Отличается ли система Nissan от других?

Во время движения каких-то принципиальных отличий мы не заметили. Но есть небольшая разница в том, как машина реагирует на дорожную ситуацию. Минимальная дистанция, которую держит Nissan до впереди идущего транспорта, субъективно кажется меньшей, чем, например, у Audi, Volvo или Land Rover. Как следствие — перед Nissan, едущим на «адаптиве», перестраиваются как будто реже, и для движения в наших условиях эта система вроде бы удобнее.

В Nissan говорят, что работу алгоритмов в части дистанции, по сравнению с европейскими настройками, для России не меняли, а с параметрами конкурентов не сравнивали. Поэтому подтвердить или опровергнуть субъективные ощущения нельзя — открытые данные о том, какая дистанция для какой скорости заложена в алгоритмы разных автопроизводителей, отсутствуют.

При этом в Nissan подтверждают, что для РФ были сделаны корректировки в параметрах ускорения. Это требовалось прежде всего потому, что в России ProPilot ставится на кроссоверы с двухлитровыми моторами, а таких двигателей в Европе нет. Изначальные европейские настройки моторов на «адаптиве», соответственно, нам не подходили. И вот, создавая российские алгоритмы, разработчики постарались обеспечить достаточно интенсивное ускорение, больше подходящее отечественным водителям, чем плавное европейское.

То же касается и торможения. В городских условиях (помним, что ProPilot для трассы!) торможение кажется резковатым. Вещи по салону в Nissan не летают, но «адаптивы» у других марок, например, на подъезде к светофору, где стоят другие машины, снижают скорость куда плавнее. В этом много плюсов, но есть и минусы — чем плавнее у тебя ускорение или торможение, тем больше шансов, что перед тобой будут с радостью перестраиваться, заставляя «автопилот» снова удлинять дистанцию. Это чисто российская специфика, с которой в Nissan, кажется, смогли справиться, настраивая «адаптив». Не зря намотали 25000 км по нашим дорогам, корректируя изначальные алгоритмы!

Еще одно небольшое, но все же отличие — ProPilot лучше многих других справляется с ситуацией, когда перед Nissan резко перестраивается другой автомобиль. В городском трафике во время теста таких эксцессов у нас не было, а вот на трассе — были. В ситуациях, в которых некоторые другие машины на «автопилоте» резко «бьют по тормозам» даже на скорости 130 км/ч, Nissan реагирует почти как живой человек. Или слегка притормаживает, или вообще не сбавляет, просчитав, что до «вклинившейся» машины еще далеко.

За 500 с лишним километров, что мы проехали на «автопилоте», у нас не было ни одной ситуации, в которой система бы отреагировала неадекватно. Вернее, менее адекватно, чем аналогичные системы конкурентов.

Это, правда, не касается системы удержания полосы. Она теряет разметку, по ощущениям, чаще, чем аналогичные системы других производителей. И взять руль она требует раньше. Освободить руки на скорости на полминуты — это не про Nissan.

Какие автопилоты есть у конкурентов?

Давайте честно: сочетание адаптивного круиз-контроля с функций удержания полосы — штука на российском рынке уже далеко не новая. Такие зачаточные «автопилоты» точно будут в топовых комплектациях, пожалуй, всех автомобилей премиум-брендов, которые есть в нашей стране. Есть они и в массовых моделях разных марок, причем уже не первый год.

Чтобы вам было проще ориентироваться в «автопилотах» на российском рынке, Авто Mail.ru собрал актуальную информацию по самым продаваемым моделям автомобилей, оснащенным этой функцией. Топ-25 моделей мы приводим по данным АЕБ за январь-май 2021 года.


Адаптивный круиз-контрольУдержание полосыУсловия приобретения
Lada Granta---
Lada Vesta---
Kia Rio---
Hyundai Creta---
Hyundai Solaris---
Lada Niva---
Volkswagen Polo---
Skoda Rapid---
Lada Largus---
Toyota Rav4++В топовой комплектации Престиж Safety по цене от 2 759 500 рублей
Volkswagen Tiguan++Обе системы — только в версии R-Line по цене от 2 719 900 рублей или в пакете опций IQ.Drive за 90 500 рублей для версии Exclusive
Renault Duster---
Renault Logan---
Kia Sportage++Для версии Premium Black Edition за 2 564 900
Kia K5++Для версии GT Line+ за 2 429 900 рублей
Toyota Camry++В трех комплектациях Престиж, Luxe и Executive с приставкой Safety стоимостью от 2 434 500 рублей
Renault Sandero---
Lada XRAY---
Skoda Kodiaq++В дополнительном пакете Traffic Jam Assist для комплектаций Ambition (от 2 092 000) и Style (от 2 343 000) по цене от 65 900 и 55 700 рублей соответственно
Skoda Karoq++В пакете Traffic Jam Assist для комплектаций Ambition (от 1 683 000) и Style (от 1 943 000) по цене от 64 900 и 58 900 рублей соответственно
Mazda CX-5++В топовой комплектации Executive за 2 808 000 рублей с дополнительным пакетом опций за 56 000 рублей
Renault Kaptur---
Nissan Qashqai++В топовых комплектациях LE+ и LE Top по цене от 2 153 000 рублей
Kia Seltos++Для версий Premium и Premium+ по цене от 2 024 900 рублей
Renault Arkana---

Получается, что всего среди топ-25 самых продаваемых в РФ автомобилей адаптивный круиз в сочетании с ассистентом удержания полосы есть только у 10 моделей. И все автопроизводители, кроме Skoda, предлагают эти функции только в самых «богатых» комплектациях.

Самым доступным автомобилем с сочетанием адаптивного круиз-контроля и ассистента движения по полосе из популярных машин на нашем рынке стал компактный кроссовер Skoda Karoq.

В теории машину с пакетом ассистентов можно купить в версии Ambition, стоимость которой начинается с 1 683 000 рублей, доплатив за опцию 64 900 рублей. Однако Skoda указывает, что пакет доступен не для всех автомобилей. На практике это значит, что версиям с механикой ассистенты «официально» не светят. Впрочем, умельцы устанавливают все это оборудование на кроссоверы с «ручкой» примерно за ту же цену, что просят дилеры за опции.

Популярность массовых автомобилей с адаптивным круиз-контролем и ассистентом полосы пока что невелика и доля продаж таких версий в модельных линейках марок точно не подавляющая. В Skoda, однако, она уже довольно приличная. Как рассказали Авто Mail.ru в российском офисе марки, сейчас уже каждый третий Kodiaq приобретается с пакетом ассистентов. Среди продающихся в РФ Karoq доля машин с «автопилотом» составляет 16%.

И снова про Nissan: у него появился не только «автопилот»

Кроме комплекса ProPilot, на Nissan Qashqai и X-Trail 2021 модельного года, которые продаются с 1 июня, появилась и система NissanConnect. Это возможность управлять некоторыми функциями автомобиля через мобильное приложение, доступная для «верхней половины» комплектаций Qashqai и X-Trail.

Сейчас через приложение можно открыть и закрыть машину, запустить двигатель на 10 минут, посмотреть историю поездок, включить фары и подать звуковой сигнал, чтобы найти машину на большой парковке. Можно настроить мониторинг — придет оповещение, если автомобиль покинет заранее обозначенную зону. Войти в само приложение можно с распознаванием лица или используя отпечаток пальца.

Там, где плохо ловит интернет, приложение, к сожалению, оказывается бесполезным — оно работает благодаря обычной сим-карте, находящейся в машине. В одной из самых красивых деревень России — это Кинерма в Карелии — открыть или запустить машину нам так и не удалось. Нет сети!

Подобные приложения на российском рынке тоже не в новинку. Аналогичные системы есть, например, у Renault, похожее приложение делали и для Lada, правда, внешние поставщики — те же, что поставляют программное обеспечение для автомобильной телематики в страховании или корпоративных перевозках. Функционал везде примерно один и тот же — и у всех он еще будет развиваться. Современная телематика позволяет многое, так что тут дело только за разработчиками — когда они добавят новые функции.