НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Рекорды скорости на льду Байкала: все о том, как их ставят

27 марта 2021 14:00
Девятый ежегодный фестиваль автоспорта «Дни Скорости на льду Байкала» позволил участникам увидеть заветную цифру 300 км/ч на спидометре. Новинки этого года — суперкары в 1200 сил и 8-тонные тягачи на ледовой дорожке

В 2021 году Байкал позволил организаторам и владельцам соревнований — компании LAV Racing — подготовить рекордную дорожку длиной 13 146 м с довольно гладким и однородным льдом. И это сулило неплохие результаты для всех участников, — а их собралось немало: 11 автомобилей в разных группах и классах и 13 пилотов.

«Дни Скорости на льду Байкала» — соревнования официальные, а значит, проходят по регламентам FIA и РАФ. Автомобили делятся на две группы — А (специально подготовленные) и Б (серийные, выпущенные числом более 200 экземпляров). Деление по классам внутри групп происходит по типу топлива, наличию наддува и объему двигателя.

Два трактора и шесть человек работали на подготовке 13-километровой трассы в течение недели

Так что даже тягач Ford F-Max тоже нашел свою «клеточку» в таблице — кстати, грузовик принимал участие в рекордных заездах на льду впервые в истории автоспорта. Более того — его пилотировала дама! Знаменитую российскую раллистку Илону Накутис журналисты с удивлением обнаружили за рулем 8-тонной махины на двухметровой высоте. Это даже символично: с недавних пор российское трудовое законодательство признает женщин-дальнобойщиков.

Пожалуй, грузовик остался бы в прямом и переносном смысле самой заметной новинкой соревнований, если бы не еще одно нововведение — опять же впервые была предпринята попытка установить 24-часовой официальный рекорд на льду. Подопытными стали 9 пилотов и 3 Porsche Macan.

Самый быстрый Urus

Традиционная программа расширилась — в лагере появились сразу четыре машины, которые были потенциально готовы преодолеть психологический барьер в 300 км/ч: серийный 650-сильный Lamborghini Urus, который пилотировал 18-кратный рекордсмен России Андрей Леонтьев, опять же серийный 575-сильный Jaguar F-Type R, пилот — 8-кратный рекордсмен России Максим Леонов, и два суперкара, подготовленных Ателье Level Performance, — Lamborghini Huracan (1200 л.с.) и Porsche Turbo S (850 л.с.). Обе машины по очереди пилотировал Александр Лобачев, владелец инжинирингового центра LEVEL Performance, многократный победитель и обладатель кубков соревнований по дрэг-рейсингу и международных соревнований на установление рекордов скорости.

Увы, у заряженных автомобилей не все заладилось с настройками, и результаты могли бы быть выше, а вот у серийных дела поначалу пошли — уже на тренировках Lambo и Jaguar уходили за 300 км/ч.

Lamborghini Urus теперь принадлежит титул самого быстрого SUV на льду — Леонтьев побил собственный рекорд 2019 года в 280 км/ч, установленный на Jeep Track Hawk.

Накануне официальных попыток сильно потеплело, лед «поплыл» и скорости упали. В результате — 298 км/ч у Леонтьева и 299 км/ч у Леонова. В любом случае рекорд пятилетней давности в 295 км/ч пал. А скорость Jaguar F-Type Максима Леонова стала наивысшим мировым достижением на льду для автомобилей без специальной подготовки.

Urus стал самым быстрым при старте с места на дистанции 1 км — средняя скорость превысила 114 км/ч! То есть на голом льду в конце мерного километра было больше 190 км/ч!

На карте — по льду!

Результаты картингистов, конечно, не столь впечатляют грандиозными цифрами, но именно эти люди — Стас Лыжин, многократный призер республиканских соревнований различного уровня по картингу и кроссу, тренер сборной Иркутска по картингу, и Маруся Леонтьева, двукратная рекордсменка России, студентка Высшей школы экономики, — показали всем, что такое борьба за десятые доли километра в час.

Обмороженные лица, онемевшие от ледяного встречного ветра руки и все новые и новые тренировочные заезды. Руль уже перевернут вверх ногами, чтобы в образовавшееся «окошко» можно было, пригнувшись, видеть трассу, из Красноярска за один день друзья доставили новую «звездочку», зимний теплый комбинезон отправлен в отставку, как создающий избыточное аэродинамическое сопротивление, и в результате — начали со 106 км/ч, а вышли почти на 109 км/ч! На Rotax со 125-кубовым моторчиком. Это Маруся. А Стас на этой же машине при старте с места на километр вышел из средней скорости в 80 км/ч!

Стоит отметить и выступление дебютанта соревнований — иркутского пилота и художника-аэрографиста Алексея Павлина, который на своей форсированной Audi Q7 не только вернулся на трассу после небольшой аварии на первой же тренировке, но и чуть не побил рекорд в своем классе — ему не хватило всего 1 км/ч, чтобы показать 252 км/ч.

Грузовики тоже ставят рекорды

Ну а что же грузовик Ford F-Max? Единственное изменение, которое было внесено в конструкцию, — снят ограничитель скорости. И вот Илона разгоняет его на тренировках до 140 км/ч! Правда, во время официальных заездов было всего 134 км/ч, но и это достойно занесения в реестр рекордов. Дальше были заезды на торможение со скорости в 80 км/ч, и вот тут — сенсация. В лучшем из трех заездов тормозной путь уложился в 170 метров! Это и мастерство пилота, и эффективная работа электронных систем, и шины Continental — кстати, грузовые зимние.

Ни одна капля технической жидкости, ни один кусок пластика не попали на лед Байкала. Площадка была принята природоохранными инспекторами, у которых не было нареканий. И это — тоже очень важная победа

Но настоящей проверкой для шин стал марафонский заезд на 24 часа. Три Porsche Macan, 9 пилотов — Илья Кашин, Виталий Ларинов, Максим Ленов, Андрей Леонтьев, Мария Мельникова, Илона Накутис, Андрей Пономарев, Михаил Парнев, Вячеслав Сивер. Они, сменяя друг друга, должны были проехать равное число смен за рулем всех машин (таковы правила), и они сделали это, проехав по ледовой закольцованной трассе длиной 12 километров 208 кругов и показав среднюю в 103 км/ч.

Максимальная скорость достигала 224 км/ч. На голом льду!

Вот что говорит Андрей Леонтьев: «Конечно, тут работали и пилоты, и электронные системы умного Porsche. И, безусловно, шипованные шины Continental Ice Contact 3 — без них эти результаты были бы невозможны. Равно как и без самоотверженной работы команды механиков Porsche Центр Рублевский».

Зачем все это нужно? И почему нельзя просто просвистеть по льду и сказать, что ты самый быстрый? Ну, во-первых, почему подобных вопросов не возникает по отношению к легкой атлетике, скажем, боксу или футболу? Это спорт, это азарт, это соревнование, которое проходит по жестким, но признанным во всем мире единым правилам. И именно этим — признанными и обязательными правилами и регламентами тот же бокс отличается от драки в подворотне. Но автоспорт, и рекорды, в частности, дают еще и большой практический эффект (в отличие, скажем, от того же футбола). Ледовые рекорды — это уникальный полигон, где в условиях, которые нельзя сымитировать ни в одной лаборатории, проверяется эффективность электронных систем, шин, масел, и в конечном счете это выливается в совершенствование того, чем мы пользуемся каждый день, делая наши поездки комфортнее и безопаснее.