Проблема нетрезвого вождения в нашей стране не теряет актуальности из года в год. По данным ГИБДД, в 2019 году из-за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения водительских прав лишилось 173 830 человек, а за отказ от медицинского освидетельствования — еще 112 790 водителей. И жесткие меры в отношении пьяных за рулем вполне оправданы, ведь из 146 688 по их вине случилось 13 790 аварий, то есть почти 9,5% от общего числа. В ДТП с пьяными водителями пострадали 19 133 человека и погибли — 3894.
С учетом этой статистики в 2020 году Минпромторг поручил чиновникам и экспертам разработать концепцию «внедрения в массовое потребление алкозамков для транспортных средств». Также до конца года планировалось проработать вопрос «о стимулировании массового внедрения алкозамков в серийные модели». В ходе выступления на совещании во Владивостоке в сентябре прошлого года секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявил о необходимости внедрения в России технологий, не позволяющих садиться за руль пьяным водителям.
А как в других странах?
Пока нет официальной информации о том, в каком виде будут реализованы эти инициативы в нашей стране. Однако, согласно мировой практике, к которой российские чиновники нередко обращаются, существует несколько вариантов развития событий. По мнению эксперта направления «Контроль трезвости» компании Dräger Россия Фархада Мамедова, для внедрение алкозамков в России необходимы анализ и применение лучших мировых практик, которые считают наиболее актуальным оснащение встроенными алкотестерами транспорта, связанного с повышенными рисками эксплуатации. Например, коммерческого, перевозящего опасные грузы, спецтехники на промышленных объектах, а также пассажирского.
Что же касается автомобилей, находящихся в личном пользовании, то международная практика показала эффективность применения алкозамков у водителей, которые управляли транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Например, в странах ЕС, Северной Америке, Новой Зеландии и Австралии для автомобилистов, пойманных нетрезвыми за рулем, установка алкотестера в машину может стать альтернативой лишению прав.
Можно ли обмануть алкозамок?
Монтируемый в автомобиле девайс представляет собой специальный прибор для контроля трезвости водителя, который интегрируется в систему зажигания. Перед стартом он требует от автомобилиста «продувки» и в случае обнаружения паров алкоголя в выдыхаемом воздухе блокирует запуск двигателя.
В таких алкозамках используются точные и долговечные электрохимические сенсоры в сочетании датчиков и ПО, которые могут определять ключевые физиологические параметры выдыхаемого воздуха. Кроме того, их можно настроить на проверку человека не только перед поездкой, но также и в пути. Причем как через равные интервалы времени, так и в любой момент внезапно. Тем самым такие периодические тесты позволяют исключить человеческий фактор при проведении осмотра перед рейсом, а также употребление алкоголя в течение смены или рейса.
Алкозамки появятся на всех автомобилях?
Установка алкозамка возможна в любом виде транспортных средств, имеющих систему зажигания, и его наличие целесообразно в грузовых машинах, спецтехнике, автобусах и другом пассажирском транспорте вплоть до локомотивов поездов. Однако необходимости в массовом оборудовании устройством всех легковых машин подряд нет. Против обязательного массового оснащения автомобилей алкозамками, считая это избыточной мерой, выступают и многие российские эксперты. Поэтому высока вероятность того, что для снижения аварийности на российских дорогах такие устройства будут устанавливаться «адресно» в отдельно взятых машинах и у определенных водителей.