Столичные власти выступили с инициативой внести очередные поправки в Правила дорожного движения. На этот раз объектом внимания стало поведение на месте ДТП на скоростных дорогах. Из-за того, что водители не убирают машины с проезжей части после аварии, происходят так называемые вторичные ДТП, последствия которых, как правило, тяжелее, чем первого столкновения. Многие специалисты и экспертное сообщество поспешили согласиться с позицией Дептранса Москвы. Попробуем и мы разобраться, насколько актуальна проблема и, главное, под силу ли решить ее изменением ПДД.
Вторичные ДТП и правда так опасны?
Да, довольно опасны. В период с января по октябрь в целом по стране совершено 23 аварии такого вида, в результате которых 30 человек погибло и 12 получили ранения. В процентном отношении к общим показателям аварийности эти цифры находятся в пределах статистической погрешности, однако за ними стоят вполне реальные жизни, поэтому сделать вид, что ничего не происходит, действительно не получится.
16 вторичных аварий (70%) — это наезды на стоящие транспортные средства. В них погибло 26 человек. В 5 случаях — это наезды на пешеходов, которые еще недавно были водителями и пассажирами, но вышли из пострадавших машин и остались на проезжей части. Еще в одном случае погиб инспектор ДПС, оформлявший происшествие.
Большинство (83%) таких ДТП произошли на дорогах с ограничением скорости более 60 км/ч, половина — на четырехполосных дорогах. Что касается Москвы, то за 10 месяцев текущего года всего произошло 6 вторичных аварий с пострадавшими — на МКАД, Варшавском и Калужском шоссе, Проспекте Маршала Жукова. И хотя цифры отличаются от тех, которые заявил Дептранс, проблема действительно существует. Ну раз так, тогда переходим ко второму вопросу: поможет ли исправление ПДД ее устранить?
Требование убрать машину с дороги ведь уже есть в ПДД?
Пока конкретных предложений не подготовлено, но концептуально инициатива заключается в том, чтобы обязать водителей в случае незначительного ДТП на высокоскоростной дороге не останавливаться, а сразу же съезжать на обочину и уже там заниматься оформлением необходимых документов.
Однако такая обязанность в правилах движения предусмотрена уже сейчас. Напомним, именно так надо действовать согласно пункту 2.6.1: «Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств».
Штраф за оставление машины на проезжей части после ДТП — 1000 рублей
Московские чиновники считают, что корень зла — в словах «предварительно зафиксировав». Дескать, именно из-за этого и случаются все беды, ведь прежде чем уехать с места столкновения, водителям приходится выходить из машины, ставить знак аварийной остановки, фотографировать положение транспортных средств и их повреждения. Именно в этот момент их и подстерегает опасность, хотя на все про все достаточно 5 минут.
Достоверных данных о том, в течение какого периода времени происходит вторичное ДТП, ни у ГИБДД, ни у Дептранса нет. Тем не менее, здравый смысл и наблюдения подсказывают, что основная часть проблем случается позже, когда на дорогу вышли не только водители, но и пассажиры пострадавших машин.
Почему же так происходит, что, даже несмотря на неминуемый штраф (1000 рублей по части 1 статьи 12.27 КоАП РФ) за невыполнение обязанностей на месте ДТП, водители все равно предпочитают оставлять машины на проезжей части?
Ответ прост: они опасаются, что если покинуть место аварии, то страховая компания найдет повод для отказа в выплате. При таком исходе финансовые потери в десятки, а то и в сотни раз превысят сумму штрафа. Ну и вторая причина — опасения быть наказанными за оставление места ДТП, что чревато лишением прав на срок до полутора лет или арестом до 15 суток. Впрочем, это распространенное заблуждение, не имеющее под собой основания. Однако факт остается фактом: водители машины с дороги не убирают, из-за чего и складывается такая картина.
Так что же поможет и как правильно?
Чтобы инициатива Дептранса дала результат, сначала необходимо изменить отношение страховых компаний к своим клиентам. И тут возникает закономерный вопрос: исправят ли ситуацию поправки в ПДД, если водители все равно игнорируют существующие нормы? Ответ очевиден — нет!
Так что же делать? Во-первых, надо менять подходы к деятельности страховых компаний, чтобы они стали лояльнее к своим клиентам и не использовали любую зацепку для отказа в выплате. Во-вторых, уже после этого придется поменять психологию водителя, убедив его, что собственная жизнь и здоровье все равно дороже железа. Наконец, в-третьих, решив все эти вопросы, придется подумать над новыми формулировками ПДД, ведь понять размер и характер ущерба (есть ли пострадавшие, сколько машин участвовало в аварии, сильно ли они повреждены и могут ли продолжить движение до обочины), не остановившись, как правило, невозможно.