Осенью 2020 года компания Nissan подготовила обновление популярных кроссоверов X-Trail и Qashqai, которые стабильно входят в топ-25 самых продаваемых моделей в России.
Главной особенностью свежих моделей стала модернизация мультимедийной системы. Теперь она поддерживает Android Auto или Apple CarPlay, а также может проецировать навигатор от «Яндекса» со смартфона на центральный дисплей автомобиля.
Дополнительно кроссоверы оснастили системой кругового обзора, прочими сервисами от московской IT-компании, особой обивкой сидений и дистанционным запуском двигателя, который, как рассказали в Nissan, «добивает» даже с верхних этажей дома.
Чтобы вывести кроссоверы за пределы их привычных городских мест обитания, мы отправились в двухдневное путешествие по Кавказу в рамках квеста «Городские легенды» — подобное мероприятие компания Nissan провела уже в седьмой раз. Квест служил своего рода проводником по местным историческим достопримечательностям, посетив которые нужно было выполнить какое-либо задание или решить головоломку.
Легенды Ставрополя
Стартовали мы из дилерского центра Nissan в Ставрополе за рулем «Кашкая» и отправились к первой достопримечательности — Немецкому мосту, расположенному на юге города. И сразу же попали на бездорожье, покрыв кузов автомобиля, который будто бы только сошел с конвейера, слоем пыли. Иначе до моста не добраться — он находится в живописном Мамайском лесу. На машине с низкой посадкой сюда лучше не соваться, но до тропинки к мосту мы доехали без проблем — спасибо 200-миллиметровому клиренсу.
Этот арочный мост — один из двенадцати построенных от Туапсе до Ставрополя в начале XIX века для ЖД-перевозок. Говорят, мост назвали Немецким, потому что проектировали его немецкие и австрийские инженеры, а строили пленные в Первой мировой войне немцы и австрийцы. Почти весь мост (его высота — 20 метров) возведен не из бетона, а из местного ракушечника. Сейчас останки моста — одна из главных достопримечательностей Ставрополя, где гуляют влюбленные парочки, местные жители жарят шашлыки, а участники альпинистских клубов проводят тренировки и соревнования.
Взобравшись на мост, я вскоре об этом пожалел, потому что едва не упал с горы в попытках спуститься. Когда это, наконец, удалось, мы двинулись в центр Ставрополя к следующей достопримечательности — «Дому с привидениями». По легенде, как рассказывали краеведы, в XVIII веке это ныне разрушенное здание возвела одна из грузинских княгинь, ставшая второй царицей Тамарой.
Потом новая владелица сдавала комнаты верхнего этажа монахам, пугающим других жителей черными сутанами с капюшонами. А во время русско-японской войны в этом здании находился госпиталь, ставший последним местом жизни солдат. Местным жителям казалось, что в доме будто бы поселился дух смерти. Сейчас здание находится в крайне плачевном состоянии. Несколько лет назад началась его реставрация, которая должна была завершиться к 2020 году, но по каким-то причинам работы приостановили.
Совсем рядом с таинственным домом пролегает главная историческая улица Ставрополя — проспект Карла Маркса. Одно из самых примечательных зданий на проспекте, которое называют «Домом главного масона России», носит табличку с номером 27. Этот особняк, украшенный античными символами, когда-то принадлежал барону Федору Штейнгелю — видному политику, меценату и руководителю двух масонских лож в Киеве. В 1912 году Штейнгеля выбрали «Великим Мастером Ложи Верховного Совета Великого Востока народов России в Петербурге».
Буквально в минуте езды от масонского дома располагается Крепостная гора — одно из любимых прогулочных мест ставропольцев. На ней установлен самый узнаваемый символ города — памятник солдату-красногвардейцу, который возвели в честь освобождения города от белогвардейцев в 1920 году.
Звездный путь
Пообедав в одном из местных заведений (отдельного упоминания заслуживает сочный люля-кебаб), мы отправились в 200-километровое путешествие до Архыза мимо Зеленчукской обсерватории. Это крупнейшая действующая обсерватория России, которую основали в 1966 году в горном районе рядом с поселком Нижний Архыз. В этом месте очень хорошие условия для наблюдений за звездами благодаря множеству ясных дней в году и прозрачному воздуху.
Наблюдать за звездным небом было особенно приятно через панорамную крышу «Кашкая» (к сожалению, не сдвижную). Также салон кроссовера порадовал приятной на ощупь обивкой Alcantara цвета кофе (в обычных комплектациях за нее попросят доплатить 30 тысяч рублей), а посадка оказалась вполне комфортной для моих 180 сантиметров роста — все же, эти кресла под названием Zero Gravity японцы разрабатывали на основе результатов исследований NASA в области снижения утомляемости космонавтов. Хотя порой все равно кажется, что спинку кресла могли бы сделать и повыше, а сиденье — подлиннее.
Внутри «Кашкай» выглядит вполне премиально и даже в чем-то спортивно. Но важно помнить, что это в первую очередь городской кроссовер — на трассе ему порой не хватает динамики, и готовиться к обгону нужно заранее, несмотря на модернизированный вариатор. Кроме того, на высоких скоростях по-прежнему страдает шумоизоляция, хоть на заводе и уверяют, что постоянно ее дорабатывают.
На нашем Nissan Qashqai стоял самый мощный из двух предлагаемых на выбор моторов — 2,0-литровый на 144 «силы». Турбо-двигатель на 1,2 литра со 115 л.с. вряд ли порадует водителей в загородной поездке — без забитого багажника и пассажиров кроссовер и так весит полторы тонны.
Лошади и серпантины
Во второй день путешествия наш экипаж сменил голубой «Кашкай» на оранжевый Nissan X-Trail. Первое же впечатление от салона — это точно такая же машина, только больше по размерам.
У X-Trail объем багажника составляет 449 л против 401 л у Qashqai, — а находиться на втором ряду комфортнее. Кроме того, «Икстрейл» лучше почувствует себя на бездорожье благодаря слегка большему дорожному просвету — 210 мм против 200 мм. Явно лучше подходит для семейных путешествий.
В «Икстрейле» стоял такой же двухлитровый 144-сильный двигатель, динамики которого, как оказалось позже, не очень хватило для поездки по серпантинам. При этом кроссовер, который где-то на сотню килограммов тяжелее «Кашкая», в нашем случае вез четырех человек. Для таких дорог, конечно, лучше подошел бы 2,5-литровый мотор на 171 л.с.
Направляясь к следующей точке маршрута, мы спускались с горы по извилистой дороге и встретили табун лошадей, который неспешно двигался по всей ширине проезжей части. Деваться было некуда — справа отбойник, а слева — горный лес. Для местных, наверное, такое количество животных на дороге — обычное зрелище.
В какой-то момент лошади окружали машину со всех сторон. Остается только фантазировать, какие классные кадры могли получиться, если бы этот момент удалось снять с квадрокоптера.
Наш путь лежал к Шоанинскому храму, который находится высоко в горах в нескольких километрах от города Карачаевск (без малого 100 км от Архыза). Добраться до него не так просто, потому что к нему ведет одна дорога, преодолеть которую, не пробив колесо острым камнем, большая удача. На бездорожье «Икстрейл» справился со всем, что требовал от него водитель, хотя задние пассажиры несколько раз посетовали на подвеску — слишком уж жестковатой для такого внедорожника она кажется на втором ряду.
Шоанинский храм — это христианский собор, который возвели в первой половине X века. По легенде, его построили так высоко, потому что христиане верили, что так будет гораздо удобнее разговаривать с Богом. На скале рядом с храмом стоит колокол, ударить в который может любой желающий. Говорят, что перед этим следует загадать желание, — но ударить можно только один раз.
Покорители вершин
От храма мы отправились на перевал Гум-баши — пожалуй, самую впечатляющую локацию со всего путешествия по Кавказу. Это самый высокий автомобильный перевал в России. Его высота составляет 2187 метров над уровнем моря — и это один из немногих более чем двухкилометровых перевалов в нашей стране, который доступен для комфортной поездки по асфальтированной дороге.
С вершины перевала открываются невероятные виды на плато Бийчесын, Кавказский хребет и гору Эльбрус. По пути находится несколько участков, где можно припарковать машину и сделать красивые фото. Правда, местные жители не очень заботятся об экологии — к сожалению, повсюду был разбросан мусор.
Одна из парковок, на которой мы остановились, со всех сторон была огорожена бетонными блоками. Для красивого кадра мы решили съехать с асфальта, протиснув X-Trail между блоками, — а в «Ниссане» нам рассказали, что прежде машины туда никто не загонял. В какой-то степени мы почувствовали себя первооткрывателями.
К вечеру второго дня нужно было успеть обратно на самолет до Москвы, однако перед этим предстояло посетить сразу три точки. Первая — Кисловодский национальный парк. Его площадь составляет 965,8 га — это самый большой городской парк в России. Для сравнения: площадь крупнейшего британского Ричмонд-парка составляет 955 га, а площадь Версальского дворца — 800 га.
Всего полчаса езды оттуда, и вы попадаете на родину самой известной минералки — в Ессентуки. Воду из источников No 4 и No 17 можно продегустировать прямо в Курортном парке города.
Если вы проедете еще 20 километров от Ессентуков, то сможете попасть в Провал — это подземная пещера на южном склоне горы Машук в Пятигорске, которая образовалась под действием минеральных вод. Содержащийся в них сероводород испарялся и постепенно разрушал известняковую породу — пещерный свод не выдержал, и образовалась воронка диаметром около 15 метров и озеро глубиной 11 метров. Большую красоту этому месту придает наполняющий озеро бирюзовый цвет, который обусловлен высоким содержанием серы. Температура здешней воды колеблется от 26 до 42 градусов Цельсия.
Финиш
Добравшись до Минеральных вод, подводим итоги. Nissan Qashqai и X-Trail здорово показали себя на кавказских дорогах, а в салоне было достаточно комфортно — спасибо климат-контролю, приятному и легкому рулевому управлению, хорошей обзорности и удобным сиденьям, в которых за два дня я не успел даже устать.
Обновленная мультимедийная система «городских легенд» тоже показала себя неплохо, хотя к ней осталось несколько вопросов. По каким-то причинам навигатор несколько раз подвисал в сложных местах — в горах или, что было особенно неприятно, на незнакомых улицах Кисловодска. Вместе с ним на какое-то время пропадала и музыка.
В Nissan подготовили интересный маршрут путешествия — за два дня мы побывали на тесных улочках исторической части Ставрополя, промчались по гладкой трассе, испытывали боковые перегрузки на крутых серпантинах и оказались на самом высоком автомобильном перевале в России. Хотелось бы задержаться в этих краях подольше. Попробуете повторить?