Число аварий с участием каршеринга и такси увеличилось в 2,5 раза за прошлый год в сравнении с 2018-м. В связи с этим общественники направили письмо в Минтранс РФ с просьбой ужесточить контроль за сервисами каршеринга — главной причиной ДТП они называют неисправность арендованных машин. Ограничить деятельность каршеринга хотят и депутаты, рассказали «Газете.Ru» в Госдуме. Тем не менее сами сервисы уверяют: их машины регулярно проходят осмотр, в связи с чем ужесточения станут «избыточными».
Об этом «Газете.Ru» сообщил депутат Максим Сураев.
«Я больше всего на свете, когда езжу по городу, боюсь таксистов и каршерингов. Надо пересмотреть законодательство, потому что они развязно ведут себя на дорогах. Закон о такси у нас готовится. Каршеринг будет следующим. Это участники дорожного движения, которые больше остальных приносят беды, нарушения, аварии. Надо наводить порядок», — подчеркнул член комитета по транспорту.
В качестве основных проблем каршеринга чиновник назвал опасное движение водителей, которые не берегут автомобиль из-за того, что он не находится в их собственности, а также мошенничество — с помощью него граждане без водительского удостоверения незаконно садятся за руль. «Нужно ввести запрет на использование каршеринговых автомобилей, если водитель грубо нарушает правила дорожного движения. К тому же, сейчас можно даже на подставные лица оформить каршеринг. Агрегаторы должны наладить систему так, чтобы только водитель мог воспользоваться каршерингом. Но сейчас люди спокойно обходят систему. Это должно быть законодательно прописано», — пояснил Сураев.
В отличие от Госдумы РФ в Институте развития правового общество (ИРПО) считают, что причиной аварий стала не безалаберность водителей, а техническая неисправность транспортных средств, арендованных через службы каршеринга.
В связи с этим директор учреждения Дарья Гладыш 9 сентября направила письмо министру транспорта Евгению Дитриху с просьбой ужесточить контроль в отношении сервисов, оказывающих соответствующие услуги, пишет издание РБК.
Депутат предположил, что таким образом Институт развития правового общества хочет привлечь внимание к проблеме отсутствия законодательного регулирования сферы каршеринга, а не только к стороне технического обслуживания. «Каршеринговые автомобили не наводят ужас в плане технического состояния. Но поскольку каршеринги — это проблема, поскольку нет закона в их отношении, общественники хотят обратить внимание на эту историю под видом технического состояния», — заявил «Газете.Ru» член комитета Госдумы по транспорту Максим Сураев.
Тем не менее в письме общественница предлагает законодательно закрепить ответственность каршеринговых компаний за техническое состояние автомобилей, а также расширить пункт об обследовании арендуемой машины в договоре сервиса и водителя. Кроме того, инициатива предусматривает снижение порога прохождения каршерингами планового техосмотра до раза в 5 тыс. км либо раза в три месяца.
Вдобавок, Гладыш предлагает разработать единый стандарт договора с арендаторами, который будет исключать основные риски и понятно информировать о них во взаимных правоотношениях с клиентами.
Сейчас водитель, арендующий машину, сам оценивает степень износа и наличие повреждений с помощью визуального осмотра и лишь подтверждает отсутствие неисправностей в мобильном приложении. «Однако зачастую техническое состояние и иные изъяны транспортной единицы можно обнаружить, лишь начав движение», — заявила Гладыш.
В итоге гарантий, что автомобиль прошел техосмотр и полностью исправен, нет, а в случае аварии виновным признают, скорее всего, водителя, который произвел проверку машины перед началом движения, подчеркнула общественница. Глава Московского транспортного союза Юрий Свешников подтвердил в разговоре с «Газетой.Ru», что ответственность в таком случае ложится на гражданина, арендующего автомобиль.
«Согласно ПДД, эксплуатация транспортного средства запрещается при наличии неисправности. Это касается любого владельца машины, а водитель, который садится за руль автомобиля-каршеринга, заключает краткосрочный договор аренды и становится владельцем транспортного средства», — подчеркнул эксперт.
«На самом деле, указанная инициатива избыточна, поскольку в правовом поле оператор каршеринга всегда несет в полной мере ответственность за причинение ущерба клиенту или третьему лицу в случае предоставления в аренду неисправного автомобиля. Клиент же осматривает машину на предмет внешних повреждений», — сообщили «Газете.Ru» в «Делимобиль».
Там добавили, что «автомобили каршеринга проходят техническое обслуживание в разы чаще, чем личные автомобили» — а точнее, ежедневно.
«Каждая машина снабжена телематическим оборудованием, которое в режиме реального времени позволяет отслеживать ее техническое состояние. Каждый день делимобили не только моют, но осматривают, обслуживают, проверяют и делают профилактику. На линию не выводят неисправный автомобиль ни при каких обстоятельствах. В Делимобиле есть собственный автосервис, где силами инженеров, механиков, логистов и IT-специалистов обслуживается весь наш автопарк», — заявили в организации.
В «Яндекс. Драйве» также подчеркнули, что телематика (спутниковое наблюдение за состоянием машины — «Газета.Ru») информирует сервис о наличии неполадок. «На основе этих данных, машины сразу размечаются по типу неисправностей. Алгоритм решает, назначать ли авто на осмотр технику либо отправлять в сервисную станцию — машина моментально перестает быть доступной для бронирования», — пояснила «Газете.Ru» операционный директор службы Анастасия Адилова.
Помимо проверок при помощи телематической техники, все автомобили проверяют планово «в соответствии с регламентом производителя и с учетом специфики каршеринга», указали в «Яндекс. Драйве».
P.S. А вы помните, когда у вас заканчивается полис ОСАГО? Проверьте дату его окончания. И если его надо скоро менять, то не спешите идти в офис страховой компании. Возможно, дешевле (и гораздо проще) будет купить электронный полис ОСАГО. Наш сервис позволяет сравнить цены у нескольких страховщиков и выбрать лучший вариант — иногда можно сэкономить почти тысячу рублей!