НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Техника Красной Армии: от «Зоси» до «Зверобоя»

9 мая 2020 08:00
Накануне гитлеровского вторжения Красная Армия получила несколько образцов оружия, которое позволило не только отстоять страну, но и завершить войну в Берлине в победном мае 1945 года

У советского оружия было немало положительных качеств, но, пожалуй, самым главным из них была массовость. Фронту не просто постоянно требовалось оружие — его требовалось много. Очень много.

Самая массовая пушка Красной Армии

Когда незадолго до войны выдающийся советский конструктор В. Г. Грабин начал по собственной инициативе разрабатывать 76,2-миллиметровую дивизионную пушку ЗиС-3, никто не мог предположить, что это орудие станет самым массовым в Красной Армии и в мире. Хотя поначалу пушку, что называется, «завернул» главный маршал артиллерии Г. И. Кулик, но после катастрофических потерь материальной части в первые месяцы войны именно ЗиС-3 смогла в максимально короткие сроки восполнить потери.

В 1941 году ЗиС-3 была единственной пушкой в мире, которая могла выпускаться фактически конвейерным способом, что позволяло в день производить столько орудий, сколько раньше производили за месяц. Это и привело к тому, что на фронте сотни ЗиС-3 оказались раньше, чем пушка была официально принята на вооружение в начале 1942 года.

Грабин применил ряд оригинальных решений, благодаря которым пушка состояла из небольшого количества деталей, весила всего 1200 кг, была очень простой в эксплуатации и в критические моменты — а таких за время войны было немало — могла обслуживаться половиной расчета из шести человек.

Небольшая масса позволяла артиллеристам перемещать орудие на небольшое расстояние своими силами. В конце 1942 года ЗиС-3 установили на самую массовую советскую самоходную артиллерийскую установку СУ-76, которая вскоре заменила в Красной Армии легкие танки.

ЗиС-3 была пушка-солдат, неприхотливая, надежная, недорогая в производстве, решавшая все без исключения задачи на поле боя, что делало ее поистине универсальной.

Но самое главное, она решила главную задачу — благодаря конструктору Грабину, Красная Армия получила тысячи орудий в первые, самые тяжелые полтора года войны, когда значительную часть промышленности пришлось эвакуировать на восток страны.

Солдаты ласково называли ее «Зосей», и, что удивительно, не меньшей симпатией трофейные орудия пользовались у противника. За годы войны было выпущено более 48 тысяч пушек ЗиС-3. Символично, что именно из этой пушки каждый год 9 мая производятся холостые залпы в ознаменование очередной годовщины Победы.


Самый грозный самолет СССР

Еще одним выдающимся образцом советского оружия можно считать штурмовик Ил-2 — самый массовый боевой самолет в истории мировой авиации. Производство самолета началось в феврале 1941 года, и поначалу он не производил сильного впечатления: тяжелый и с относительно небольшой максимальной скоростью 405 км/ч, что делало его сильно уязвимым для истребителей противника, особенно с учетом отсутствия заднего стрелка.

В первые месяцы войны штурмовые полки, воевавшие на Ил-2, несли очень большие потери, но постепенно самолет избавлялся от «детских болячек» и к 1943 году превратился в грозную боевую машину, весь незаурядный потенциал которой раскрылся во время битвы на Курской дуге.

К несомненным плюсам штурмовика можно отнести его живучесть и тот факт, что самолеты выпускались в огромных количествах начиная с конца 1942 года. Он стал незаменимым тружеником фронтового неба, особенно начиная с того момента, когда Красная Армия погнала врага на запад, и ей требовались массированные удары штурмовой авиации в рамках наступательных операций. И для этих целей штурмовик Ил-2, и его более совершенный преемник Ил-10, подходили как нельзя лучше. Спасибо за это стоит сказать конструктору С. В. Ильюшину, который создал революционный ударный самолет.

Самолет должен был «висеть» над полем боя, именно поэтому Ил-2 получил бронекапсулу, защищавшую пилота и жизненно важные системы.

Многие самолеты в мире имели легкое бронирование, но ни один самолет, в отличие от Ил-2, не строился фактически вокруг бронекапсулы. Именно такое, простое, на первый взгляд, конструкторское решение сделало его лучшим штурмовиком мира, аналога которому не было больше ни в одной армии.

Ил-2 был рожден бескомпромиссным штурмовиком, настоящим летающим танком, наносившим врагу урон огнем пушек, бомбами и реактивными снарядами. Фронтовая хроника лета 1944 года неизменно демонстрировала одну и ту же картину — разбитые колонны и сотни единиц сгоревшей немецкой техники на дорогах Белоруссии. И все это было результатом работы штурмовиков Ил-2. А потом этот самолет-боец дошел до Берлина и стал одним из главных героев сражения за немецкую столицу, внеся свой заметный вклад в последнюю масштабную битву в Европе.


Охота на «Тигров»

«Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать этот путь за 10 лет. Либо сделаем, либо нас сомнут». Танковый конструктор М. И. Кошкин более чем ясно понимал смысл этого известного сталинского изречения. Нас сомнут... И это был не оборот речи.

Первые наброски грядущей, легендарной «тридцатьчетверки» сразу же показали, что пробежать требуемый путь удалось быстрее, чем за десять лет.

Рациональный наклон противоснарядной брони, широкие гусеницы, 76,2-миллиметровая пушка и 500-сильный дизельный двигатель — это был танк новой эпохи. В момент своего рождения в 1939 году Т-34 был достаточно «сырой» машиной, но его модернизационный потенциал был огромен. Таким же огромным, как потенциал Советского Союза, который потерял за первые полтора года войны два танковых завода — в Харькове и Сталинграде, но сумел не только в разы увеличить выпуск «тридцатьчетверок», но и внести сотни изменений в конструкцию машины.

Модификация Т-34-85 стала лучшим танком Второй мировой войны и обладала непревзойденными боевыми качествами, что позволяет ей воевать и в наши дни в разных горячих точках.

Накануне битвы на Курской дуге Гитлер надеялся на свои новейшие танки «Тигр» и «Пантера» и отказывался верить данным разведки о чудовищном — по немецким меркам — производстве «тридцатьчетверок».

Момент истины наступил в жарком июле 1943 года, когда на Курской дуге немецкие танкисты не поверили своим глазам, наблюдая как из огромных облаков пыли на них накатывала гигантская, советская танковая лавина.

Именно Т-34 заслужил право открывать парад Великой Победы и именно этот танк является одним из самых узнаваемых ее символов.


Не будет преувеличением утверждение, что именно на Курской дуге вермахт потерпел не только военное поражение, но также был сломлен морально. И главную роль в этом сыграли тысячи «тридцатьчетверок», стальная лавина которых сметала все на своем пути.

Мемуары немецких военнослужащих говорят о едином впечатлении — к такому огромному количеству советских танков они не были готовы. Да, цена победы на Курской дуге была высокой. Но именно после нее весь мир понял, что гитлеровский Третий рейх обречен и что его существование — вопрос даже не лет, а месяцев.

Именно после Курской дуги стало ясно, что остановить стальную лавину Т-34 немцы не смогут, и что рано или поздно она докатится и затопит улицы Берлина.

Что и случилось ровно 75 лет назад. Это был результат колоссального труда, проделанного как создателем Т-34 М. И. Кошкиным, так и всеми теми, кто ежечасно и ежедневно совершенствовал самый известный и массовый танк Второй мировой войны. Эта легендарная машина, этот неприхотливый, простой и надежный танк, вынес на себе всю тяжесть войны, пережил и горечь поражений и радость побед, а также стал родоначальником отечественной, уникальной школы танкостроения, снискавшей признание во всем мире.


Советский «Зверобой»

Неприятным сюрпризом для генералов вермахта стали советские танки и артиллерийские самоходные установки, вооруженные 152-миллиметровой пушкой. И если тяжелый танк КВ-2 особых проблем им не доставил, так как почти все машины были потеряны в летних боях 1941 года, то в 1943 году сначала появилась самоходка СУ-152, а затем ИСУ-152.

Ничего подобного не было не только в вермахте, но и в других армиях. Конструктивно самоходки были во многом схожи: СУ-152 создавалась на базе тяжелого танка КВ-1С, а ИСУ-152 на базе его преемника — танка ИС-2.

Вооружались они 152 миллиметровой пушкой-гаубицей МЛ-20 и использовались в основном как тяжелое штурмовое орудие, предназначенное для борьбы с вражескими укреплениями.

В этом качестве самоходки прекрасно себя показали во время боев за сильно укрепленные города Кенигсберг и Берлин. Благодаря хорошему бронированию самоходки выходили на дистанцию прямого выстрела и уничтожали цель. Как правило, одного снаряда хватало, чтобы превратить в руины ДОТ, ДЗОТ или обрушить часть дома.

Самоходки могли бороться и с вражеской бронетехникой, хотя и не так эффективно, как танки или специализированные истребители танков. Однако это не помешало им заслужить в войсках прозвище «Зверобой», намекающее на тот факт, что немецкому танковому «зверинцу» с этими самоходками лучше было не встречаться.

Попадания всего одного снаряда, даже фугасного, а не бронебойного, в любую часть танка если и не уничтожало его, то гарантированно наносило тяжелые повреждения и выводило из строя. Несмотря на то, что самоходки были технически достаточно сложными, трудоемкими в производстве и, как следствие, дорогими, совокупно их было выпущено почти 3500 штук. С огромным, 60-тысячным «тиражом» Т-34 это количество, конечно, не сравнить, но во всем мире до конца войны не существовало вообще ни одной самоходной артиллерийской установки аналогичного класса.


Легендарная «Катюша»

Еще одна неприятная неожиданность для генералов вермахта носила ласковое имя «Катюша». Именно так прозвали бойцы Красной Армии систему залпового огня БМ-13. Решение о начале производства «Катюши» и боеприпасов к ней было принято за день до начала войны, и в бой БМ-13 пришлось вступать, что называется, с колес. Если быть точнее, то боевое крещение состоялось в середине июля на Западном фронте, где экспериментальная батарея БМ-13, состоящая из семи установок, нанесла удары по городам Рудня и Орша.

Батареей командовал капитан И. А. Флёров, который открыл эру реактивной артиллерии Красной Армии. Как и многие образцы советского оружия, «Катюша» отличалась простотой и дешевизной.

На шасси трехосного грузовика монтировалась рама с восемью пятиметровыми рельсами-направляющими, на которые подвешивались 16 ракет калибра 132 миллиметра. Время залпа составляло чуть более десяти секунд, после чего БМ-13 покидала огневую позицию, что снижало риск поражения установки ответным огнем противника.

В начальном периоде войны использовалось в основном шасси грузовика ЗиС-6, но лучше всех для этих целей подошел американский ленд-лизовский грузовик Studebaker US6, весьма популярный в Красной Армии.

БМ-13 могла «достать» противника на дальности до 8,4 км и когда это происходило, то последнему приходилось очень туго.

Реактивные снаряды М-13 хоть и не несли большого заряда взрывчатого вещества, и рассеивание их было достаточно большим, но при взрыве, из-за особенностей конструкции снаряда, развивалась огромная температура, и по свидетельствам очевидцев — горело все вокруг. Кроме того, солдаты противника получали сильнейшие контузии из-за большого числа разрывов на относительно небольшой территории и поражались раскаленными осколками.

Если можно применить такое понятие, как «цена-эффективность», к оружию, то тут «Катюша» была вне конкуренции — простая, дешевая конструкция установки и впечатляющая эффективность.

За годы войны было выпущено 6800 установок БМ-13, а если считать с ее братьями меньшего и большего калибра, то около 30 тысяч. Как сама «Катюша», так и ее собратья, потрудились за время войны весьма ударно, отправив врагу 12 миллионов реактивных «подарков» калибром от 82 до 300 миллиметров.

Установки залпового огня начали свой боевой путь в тяжелые летние месяцы 1941 года, сражались под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге, освобождали территорию СССР и других стран и закончили войну, обрушив на Берлин море огня, прокладывая наступающим советским частям путь к Рейхстагу, где и была поставлена точка в войне.