Выпуск первых «Жигулей» был приурочен к значимой исторической дате — столетию Владимира Ленина, которое отмечала вся страна 22 апреля. Тогда было очевидно — стране необходим массовый, простой и относительно недорогой автомобиль. Этот запрос и должен был удовлетворить ВАЗ-2101.
В то время отечественный автопром не баловал покупателей разнообразием. Да, на Горьковском автомобильном заводе в те времена собирали 21-ю «Волгу» и «Чайку», но позволить себе покупку таких дорогих автомобилей мог далеко не каждый. Были, конечно, машины попроще — «Москвичи» и «Запорожцы», но их выпускали небольшими партиями и на всех желающих их, само собой, не хватало.
Вот почему «Копейка» стала самой массовой моделью завода, да и всего российского автопрома в целом. Так, в период с 1970 по 1988 было выпущено почти пять миллионов автомобилей.
Первые в СССР сервисные центры
Производство новинки наладили очень быстро — только за первый год производства на Волжском автозаводе было выпущено 23 тысячи автомобилей. ВАЗ 2101 быстро снискал любовь покупателей. Немалую роль в этом сыграло и то, что Волжский автомобильный завод предложил клиентам не только доступный и неприхотливый в эксплуатации автомобиль, но и сеть сервисных центров — до этого в СССР этого никто и никогда не делал.
В 1969 году был подписан приказ «Об организации отдела технического обслуживания автомобилей». Предполагалось, что будут созданы огромные комбинаты на 55 постов. Но, к счастью, от этой идеи быстро отказались и решили строить сервисы поменьше — на 6, 10 и 15 постов. Это позволило расширить географию сети и предложить советским водителям довольно удобный и доступный сервис.
Машины, предназначенные для других стран, получили имя LADA, так как «Жигули» во многих языках было не очень благозвучным.
Уже через пять лет, в 1975 году, в стране насчитывалось 30 дилерских центров, 130 стационарных и 100 передвижных станций технического обслуживания автомобилей.
Подсмотрели у итальянцев
«Копейка» не была собственной разработкой Волжского автомобильного завода. За основу было решено взять FIAT-124, который дебютировал за четыре года до этого — в 1966 году.
FIAT-124 с первого своего появления на рынке снискал славу надежного и довольно комфортного (по тем временам) автомобиля. В год своего дебюта он даже удостоился звания «Автомобиль года» в Европе.
Автомобиль за 10 месяцев преодолел 50 тысяч километров. Сейчас эта машина хранится в музее автозавода.
Для нашей страны итальянский автомобиль был значительно модернизирован. Так, на ВАЗ-2101 решили устанавливать двигатель с верхним расположением распределительного вала и увеличенным межцентровым расстоянием цилиндров. Благодаря этому решению удалось расширить доступную линейку моторов. Переработали и усилили подвеску — понимали, что для наших дорог нужна конструкция попрочнее. Кроме того, отечественный автомобиль получил увеличенный дорожный просвет спереди — 175 мм против 130 мм у итальянского седана. Всего в конструкцию «Фиата» было внесено более 800 изменений.
Возвращение домой
Первым владельцем ВАЗ-2101 стал житель Тольятти в 1970 году. Спустя 19 лет он передал свой автомобиль в музей автозавода, где он хранится до сих пор. Взамен же владелец первых «Жигулей» получил LADA SAMARA.
«Копейка» прошла долгий путь и за время производства пережила несколько модернизаций. Сейчас же этот автомобиль стал предметом коллекционирования. Любители ретро-автомобилей ищут первые автомобили по всей стране, бережно восстанавливают и участвуют на них во всевозможных пробегах.
По данным аналитического агентства «Автостат», сегодня в России на учете числится почти 400 000 ВАЗ-2101. Так что найти «живой» экземпляр вполне реально.