Провал сделки ОПЕК+ и последующее падение цен на нефть на мировом рынке в начале марта стало большим стрессом для российской экономики и без коронавируса.
Бюджет страны на 2020 год был рассчитан на стоимость нефти в 42,45 доллара за баррель. А сейчас российская нефть марки Urals продается по 14 долларов за баррель, а ранее цена падала почти до 10 долларов.
Министерство финансов 3 апреля объявило, что в этом месяце Россия недополучит 55,8 млрд рублей дохода, на которые, естественно, все рассчитывали. Все понимают, какими проблемами это грозит бюджету, но многие надеются, что падение цен на нефть наконец сделает и бензин дешевле.
В других странах это уже происходит. В марте бензин подешевел и в США, и в Европе.
В России, как сообщает Росстат, цены на бензин не меняются. По данным бюллетеня «Об оценке индекса потребительских цен с 24 по 30 марта 2020 года», цены на бензин автомобильный в этот период не изменились, на дизельное топливо — снизились на 0,1%. Это при том, что заправки в стране в нерабочий период продолжают работать без перебоев.
Значимого снижения цен на топливо нам ждать не стоит. Вот что говорит Александр Фролов, заместитель генерального директора «Института национальной энергетики»: «Давайте сразу проясним, что цены на бензин лишь на небольшую долю зависят от цен на нефть. Основная часть в нашем случае — это налоги».
«В динамике до 24 года будет повышаться налог на добычу полезных ископаемых. С 2014 года в два раза вырос акциз, и он будет еще повышаться. Так что цены на бензин будут такими же с учетом инфляции», — говорит эксперт.
По словам Александра Фролова, нужно учитывать еще и то, что «нефть дешевеет в долларах, а мы живем в рублевой зоне. Можно возразить: в рублях же нефть тоже подешевела. Да, но будем надеяться, что ненадолго. И это не столь впечатляюще, как в долларах».
Валерий Бессель, исполнительный вице-президент «НьюТек Сервисез», профессор Российского Государственного университета нефти и газа им. Губкина уточняет, что «до 70 процентов из стоимости бензина — это налоги, которые идут в бюджет».
При этом Валерий Бессель вообще не прогнозирует изменения цен на бензин в ближайшее время. Эксперт говорит, что «сейчас по политическим мотивам резкого роста цен на бензин мы не увидим. Они будут расти на копейки».
Валерий Бессель приводит в пример Китай, где «доля нефтегазового комплекса — 4%. У нас — 15%. Согласитесь, разница есть. И нефтяники при этом не жируют, их затраты растут. Нефть становится все сложнее добывать».
Эксперты призывают россиян пожалеть не только нефтяников, но и автопроизводителей и дилеров. Они столкнутся с большими проблемами из-за падения курса рубля, на который, в отличие от бензина, нефть влияет самым непосредственным образом. И, конечно, глобальная эпидемия внесет значительные коррективы в планы представителей автобизнеса.