НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Новейшие самолеты, которые полетят уже совсем скоро

21 марта 2020 09:00
В ближайшие несколько лет в небо поднимутся десятки летательных аппаратов, среди которых будут как совсем необычные, так и вполне традиционные, но все равно — интересные

Летающий «Субару» американского происхождения

Новейший вертолет Subaru Bell 412EPX, который поступит в эксплуатацию в 2022 году, сложно назвать новичком на мировом авиационном рынке. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы узнать в нём знаменитого ветерана вьетнамской войны Bell UH-1 Iroquois. Правда, от своего легендарного предка образца 1958 года Subaru Bell 412EPX отличается весьма кардинально. И не только тем, что вертолёт имеет японскую прописку.

Во-первых, он считается гражданским, а не военным вертолетом, во-вторых, практически вся техническая «начинка» машины современная, а в-третьих, Subaru Bell 412EPX отличается даже от американского вертолета Bell 412EPI, на базе которого он построен. Компания Subaru доработала трансмиссию и внесла в конструкцию ещё некоторые изменения, что позволило увеличить крутящий момент, уменьшить вибрации ротора, а максимальная взлетная масса вертолета теперь достигает 5900 кг.

Если называть вещи своими именами, то Subaru Bell 412EPX — это вершина эволюции семейства Bell UH-1 Фото: Subaru

Правда, несмотря на модернизацию, от некоторых врожденных черт этого семейства избавится не удалось. Несмотря на то, что в отличие от своего далекого предка «Ирокеза» Subaru Bell 412EPX оснащается не одним, а двумя двигателями совокупной мощностью 2240 л.с., его крейсерская скорость составляет 225 км/ч, что по современным меркам маловато.

Дальность полета в 660 километров неплохая, но также не впечатляет. Как и пассажировместимость — 6 человек. Максимальная пассажировместимость может достигать 14 человек, но набивать людей в салон как сардины в банку явно придется только в редких экстренных случаях.

Первым покупателем вертолета стало японское Министерство внутренних дел, а всего компания Subaru рассчитывает выпустить около 150 вертолетов — именно такое количество машин планируется реализовать на японском рынке и в странах Юго-Восточной Азии.

К плюсам Subaru Bell 412EPX однозначно относится проверенная шестидесятилетней эксплуатацией конструкция вертолета и цена в 10,2 млн долларов за машину в базовой комплектации. А к минусам можно отнести ряд конструктивных особенностей, которые невозможно исправить никакими модернизациями. Впрочем, потенциальных покупателей Subaru Bell 412EPX это вряд ли будет сильно смущать, так как за долгие годы эксплуатации вертолеты данного семейства заслужили репутацию надежных, долговечных и неприхотливых тружеников неба. А репутация, как известно, дорогого стоит.


Вооруженный винтокрылый разведчик

Пока в Японии готовят к производству модернизированный вертолет Bell 412, сама американская компания готовится принять участие в конкурсе FARA — Future Attack Reconnaissance Aircraft. Министерство обороны США хочет заменить древние вертолеты Bell OH-58 Kiowa современными разведывательно-ударными машинами, способными не только проводить разведку, но, при определенных обстоятельствах, выполнять функции вертолетов поля боя.

Компания Bell разрабатывает на базе многоцелевого вертолета Bell 525 Relentless двухместную машину, получившую название Bell 360 Invictus.

Для уменьшения радиолокационной заметности, вертолет получил узкий фюзеляж с гранеными плоскостями и внутренними отсеками для ракет. Ширину фюзеляжа удалось уменьшить за счет тандемного расположения пилота и оператора вооружения. На небольшие крылья могут подвешиваться управляемые ракеты, кроме того, они увеличивают на 50% подъемную силу, что разгружает несущий винт.

В носовой части вертолета Bell 360 Invictus располагается автоматическая 20-мм пушка и аппаратура обнаружения целей, пилота и оператора будет защищать броня из легких сплавов, позволяющая выдержать обстрел из легкого стрелкового оружия. Вертолет оборудован датчиками, засекающими пуск зенитных ракет, что автоматически приводит к отстрелу тепловых ловушек. Фото Bell

Требования программы FARA предусматривают обязательный пункт, согласно которому все вертолеты-участники должны иметь максимальную скорость не менее 330 км/ч, но разработчики Bell 360 Invictus уверяют, что вертолет будет способен разогнаться до 370 км/ч. При этом, в отличие от конкурента разработки концерна Boeing, они обошлись без толкающего винта.

Из пятерых вертолетов участвующих в программе FARA, в этом году будут отобраны две машины, Министерство обороны США оплатит их постройку, и они примут участие в сравнительных испытаниях в 2023 году. По результатам испытаний будет выбран победитель, поставки в войска которого должны начаться до 2027 года. У Bell 360 Invictus очень хорошие шансы одержать победу в конкурсе, правда, конкуренты из Boeing придерживаются иного мнения.

«Тихий» гибридный триплан

Английский стартап Faradair Aerospace в 2022 году начнет испытания уникального пассажирско-транспортного триплана BEHA M1H (Bio Electric Hybrid Aircraft). Этот самолет является единственным на сегодняшний день воздушным судном, построенным по трипланной схеме. Разработчики объясняют это тем, что благодаря трем крыльям, обеспечивающим хорошую подъемную силу, самолету требуется небольшая взлетно-посадочная полоса, длиной всего 300 метров.

Теоретически BEHA M1H может взлетать и садится даже с палубы авианосца, не используя катапульту и тормозные тросы. Но на военную службу он вряд ли будет призван, так как является сугубо гражданской машиной. Причем двойного назначения: пассажирской и транспортной. В первом случае самолет может перевозить 18 пассажиров, а после трансформации салона, которая занимает всего 15 минут, он может взять на борт три специальных контейнера с грузом массой до 5000 кг.

В движение самолет приводится двумя толкающими соосными винтами, расположенными в задней части фюзеляжа, крутящий момент на которые передает электромотор. В случае падения уровня заряда аккумуляторов включается 1600-сильный дизель-генератор, работающий на биотопливе.

Разработчики отмечают, что в чисто электрическом режиме полета, на высоте 200 метров, BEHA M1H производит не больше шума, чем кухонный миксер, то есть британский гибридный самолет шумит в два раза меньше, чем турбовинтовые самолеты аналогичного класса, не говоря уж про реактивные бизнес-джеты. Фото: Faradair

Небольшой расход топлива, малый уровень шума, хорошие экологические показатели должны вызвать интерес у потенциальных заказчиков, да и по стоимости эксплуатации BEHA M1H выглядит предпочтительнее конкурентов. Самолет планируется использовать для полетов на небольшие расстояния и конкурировать он будет даже не с другими самолетами, а скорее с поездами и автобусами.

Так как крейсерская скорость полета составляет 370 км/ч, то добраться самолетом, например, из Лондона в Манчестер, можно будет за 40 минут, в то время как на поезде этот путь займет час. Планируется, что испытание и сертификация BEHA M1H завершатся в 2024 году, и начиная с 2025 года он появится в продаже.

Беспилотник из Турции с украинскими моторами

Турция никогда не являлась ведущей авиационной державой, однако в разработке и производстве беспилотников эта страна за последние годы добилась впечатляющих успехов. В конце текущего года на вооружение турецкой армии должен поступить дальний ударный беспилотник Akinci, разработанный компанией Baykar.

Это уже второй ударный дрон производителя, первый из которых — Bayraktar TB2, недавно массово применялся в боевых действиях на северо-западе Сирии. Ударный беспилотник Akinci весит 4500 кг, имеет размах крыльев 20,5 м, длину — 12,5 м, может брать бомбы и ракеты массой 1350 кг и от своего предшественника отличается большей бомбовой нагрузкой, габаритами и тем, что способен поражать цели крылатой ракетой Roketsan SOM-A с дальностью стрельбы 250 километров. Дрон оснащен двумя украинскими турбовальными 450-сильными двигателями АИ-450С, произведенными госпредприятием «Ивченко-Прогресс».

Akinci может летать на высотах до 12 километров и способен находится в воздухе 24 часа, выполняя не только ударные, но и разведывательные функции. Фото: Baykar

Турки всячески подчеркивают тот факт, что всё вооружение и электронная начинка дрона изготовлены турецкими компаниями, например, разведывательная аппаратура выпускается концерном Aselsan. Высокая степень локализации позволит Турции не так сильно зависеть от иностранных поставщиков комплектующих, с которыми в прошлом возникали серьезные проблемы, что тормозило выполнение некоторых оборонных программ.

Первый полет новейший турецкий беспилотник совершил в декабре прошлого года, и до конца 2020 года цикл летных испытаний планируется завершить и начать серийный выпуск дрона.

Грузовой контейнер с крыльями

Американский стартап Logistic Gliders по заказу Корпуса морской пехоты США разработал транспортный дрон-планер LG-1000, который может быть принят на вооружение в ближайшее время. Преимущества беспилотников этого типа заключаются в том, что они стоят очень дешево, порядка 4000-5000 долларов, позволяют значительно экономить топливо и моторесурс транспортных самолетов, они многоразовые и очень просты в производстве и обслуживании.

Фактически, Logistic Gliders LG-1000 представляет собой ящик длиной 3,9 метра, к которому крепятся складные четырехметровые крылья и хвостовое оперение. В основе дрона-планера лежит алюминиевый каркас, на котором закреплены фанерные панели. В носовой части находится управляющая электроника, которая контролирует параметры полета и выводит дрон по GPS в точку приземления. Шасси у беспилотника нет — достигнув заданной точки он выстреливает парашют, с помощью которого приземляется. Пустой дрон весит 180 килограммов и может брать груз массой 315 кг.

На испытаниях Logistic Gliders запускался с транспортного самолета летящего на высоте 5200 метров, беспилотник развил скорость 280 км/ч и пролетел 110 километров. Фото: Logistic Glider

По мнению разработчиков, они создали удобное и недорогое средство доставки грузов в отдаленные и труднодоступные районы. Если раньше грузы приходилось доставлять вертолетами или сбрасывать с самолетов на парашютах, причем нередко это приходилось делать над вражеской территорией, то теперь самый распространенный транспортник в мире — C-130 Hercules, может взять на борт 18 беспилотников Logistic Gliders LG-1000 и отправить их в полет, избегая пролета над опасными районами.

Этот транспортный дрон может использоваться не только в военных целях, для доставки груза группам спецназа, но также может выполнять и гуманитарные миссии. Например, доставлять медикаменты в те районы, где введен карантин.

Это очень актуально в связи с эпидемией коронавируса, приведшей к закрытию некоторых районов в Китае и Италии.