НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Как объединялись автомобилисты в России 120 лет назад

20 марта 2020 18:00
20 марта 1900 года в России был учрежден первый автомобильно-спортивный клуб «Московский клуб автомобилистов»

Председателем клуба выбрали владельца Московско-Казанской железной дороги инженера барона Николая Карловича фон Мекка. А правление клуба поселилось в его квартире на Новинском бульваре в доме Князевой. Фон Мекк — фамилия в России известная, но о ней чуть позже, а пока освежим некоторые подробности из автомобильной жизни тех лет.

С момента постройки Карлом Бенцем своей первой коляски с двигателем внутреннего сгорания прошло всего 15 лет, а в России уже появился первый автоклуб с изрядным количеством энтузиастов, желающих поучаствовать в различных клубных мероприятиях — гонках и автопробегах. Точных данных сегодня уже не раскопать, но к 1900 году общемировое автомобильное «поголовье» на двух континентах не превышало 8000 автомобилей. А в России самобеглых колясок насчитывалось едва ли несколько десятков.

Первый в мире автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Фото: Daimler

Первым импортером принято считать Василия Навроцкого — редактора газеты «Одесский листок», который в 1891 году привез себе первую иномарку — Panhard-Levassor. Уже через год границу пересекло еще несколько автомобилей Benz, но вплоть до конца века по улицам обеих российских столиц за рулем никто особенно не гонял.

Panhard et Levassor. Эта модель стала первым автомобилем на территории России

И в этой связи удивительно, что к 1899 году Клуб, по сути, уже сформировался, а через год уже оформился в организацию. По прошествии еще одного года — в 1901-м — в российской таможенной ведомости возникает графа «ввоз автомобилей». По некоторым данным, тогда их завезли до 40 штук. Ни о какой дистрибуции речь еще, разумеется, не шла. Ввозом занимались исключительно частные лица для собственных нужд. Наиболее популярные марки в те годы хорошо известны: в самом начале ХХ века в России преобладали в количестве 95 штук автомобили Benz. И почти поровну — 52 против 47 штук — распределились марки LaBuire и Mercedes.

Портрет Н.Ф. фон Мекка кисти Б.М. Кустодиева, 1913 г.

Машин становилось все больше, но не сказать, что их количество росло в начале XX века какими-то агрессивными темпами. Так, в 1905 году, скажем, в первопрестольной насчитывалось ровно 100 автомобилей (в Санкт-Петербурге было уже больше), а городская управа уже тогда выдавала автовладельцам номера. Глава Московского клуба автомобилистов Николай Карлович фон Мекк стал обладателем номерного знака с цифрой 1.

1914 го: расположенный по адресу Кузнецкий мост, 15, «Московский клуб автомобилистов» уже переименован в «Первый русский автомобильный клуб». Источник: pastvu.com \ загружено IBarantsev

Судьба «энергичного и вечно деятельного» фон Мекка сложилась трагически. Еще в XIX веке он стал преемником большого железнодорожного дела отца — Карла Федоровича, которому принадлежала частная железная дорога Москва — Казань. Начинающий инженер прошел путь от кочегара, машиниста и кассира, причем не на «семейной» дороге, до председателя Правления МКзЖД. На эту должность его избрали в 1892 году, и он оставался на ней вплоть до национализации дороги в 1918 году.

Помимо известности в железнодорожной и автомобильной сферах, фон Мекк выступал заместителем Председателя Московского общества воздухоплавания (организатор перелета СПб — Москва), коннозаводчик рысистых лошадей и тяжеловесов, коллекционер живописи, руководил складами ЕИВВК Елизаветы Федоровны, которая охарактеризовала его как «честнейшего слугу царю и Отечеству». Был вхож к Императрице.

После революции фон Мекк остался помогать стране развивать транспортную систему, был несколько раз арестован, отпущен, но все равно репрессирован и в 1928 году расстрелян...

4-цилиндровый Daimler Phoenix Phaeton 1898 года. Фото: Daimler

Согласно статистике Daimler, первый автомобиль фон Мекк заказал в 1898 году. Это была модель Phaeton с двухцилиндровым двигателем на 6 л.с. Заказ под No 1547 зарегистрировали 10 мая, а отгрузили с завода только 30 марта 1899 года. Любопытно, это был 184-й по счету автомобиль, изготовленный компанией Daimler с момента ее основания.

Великий князь Михаил Александрович Фото:Hoover Institution Archives

Вскоре барон приобрел новую модель той же фирмы с 12-сильным мотором, но уже под брендом Mercedes. В августе 1903 года на нем он совершил поездку по Черноморскому побережью, сопровождая министра путей сообщения князя Хилкова, который задумал организовать автомобильное сообщение на участке Новороссийск-Сухуми. Удивительно по нынешним временам: в Империи строили дороги всего для сотни-другой автомобилей (по большей части столичных)! В общем, на Кавказе колонна из пяти автомобилей в нашем понимании фактически по бездорожью за пять дней преодолела 550 верст, что по тем временам было сродни подвигу.

Сегодня в мире насчитывается более 1,2 млрд автомобилей, автоклубы есть почти во всех странах, в наиболее крупных городах. Только в Москве их несколько десятков.

Самый первый автомобильный клуб был зарегистрирован в США 1 декабря 1895 года — American Automobil League

Всего через 12 дней по другую сторону Атлантики появился Automobile Club de France. К 1902 году в мире насчитывалось 112 национальных и региональных автоклубов.

Московский Клуб Автомобилистов в 1911 году был переименован в Первый Русский Автомобильный Клуб. А первое национальное объединение автомобилистов-любителей произошло в 1903 году под покровительством Великого князя Михаила Александровича. В 1909-м высочайшим указом присвоено именование «Императорский». После февральской революции 1917 года — Всероссийское Автомобильное Общество.